Лицейский театр

Если намеченная поездка за город сорва­лась, если по телевизору смотреть нечего, а хочется чего-то новенького… В общем, если вы не знаете, как в очередной раз «убить» вечер, сходите в Лицейский театр. Нет, действитель­но сходите. Вне зависимости от того, романтик ли вы или скептик, искатель приключений или любитель уютных душевных посиделок. В этом замечательном театре есть практически все: искрометный водевиль и сентиментальный фарс, романтическая история и музыкальная сказка.

Спрашиваю себя: «Что же я такого увидела в этих спектаклях, что привязало меня к ним?» На каждую премьеру не хожу. Ни шедевров, что войдут в «золотой фонд», ни сенсаций. А вот поди ж ты — вдруг прорежется в памяти и в душе возникнет что-то теплое.

Известная строчка: «мысль изреченная есть ложь», — перестает быть поэтическим оборотом и становится реальностью, когда

пытаешься описать явления, которые когда-то глубоко за­дели и с тех пор существуют как неотъемле­мая часть нашей духовной жизни.

Трудно писать о маленьких произведениях искусства — спектаклях Лицейского театра — бы­тие которых говорит само за себя и не требует дополнительной рекламы, в которой неизбежно будет присутствовать доля лжи.

Пришла в Лицейский театр первый раз. Все крошечное.

Чеховская Раневская восклицала: «Шкафик мой… столик мой». Сплошные уменьшитель­ные. Так и здесь захотелось сказать: «Гардеробчик», «Вестибюльчик», «Зальчик».

Среди театров города этот выделяется ми­зерностью пространства и ощущением домаш­ности.

Собственный дом театр обрел 1 августа 1997 года. Под крышей небольшого двухэтажного особнячка по Красному пути поселилась боль­шая и дружная семья артистов.

Свой пятый день рождения театр отпразд­нует осенью, 15 октября. А у его истоков стоял (и по-прежнему стоит) Вадим Станиславович Ре­шетников.

На гуманитарном факультете 66-го лицея ар­тист драмтеатра преподавал актерское мас­терство. Спектакли-уроки шли с успехом, же­лающих попасть в «труппу» становилось все больше. И директор лицея Раиса Тимофеевна Степанова, поддержала идею Вадима Станис­лавовича о создании нового театра для школь­ников и студентов. В театре три труппы. С самыми маленькими артистами (1-5 классы) работают режиссер-пе­дагог Заслуженная артистка России Зинаида Николаевна Костикова и режиссер Сергей Ро­дионович Тимофеев. Под руководством Алек­сандра Анатольевича Гончарука работают школьники 6-ых — 9-ых классов. Старшую труп­пу, на которой держится весь вечерний реперту­ар театра, составляют десяти-одиннадцатиклассники и студенты. Их наставники — заслу­женные артисты России Вадим Станиславович Решетников и Вера Георгиевна Канунникова.

Здесь все как в настоящем профессиональ­ном театре. Уроки вокала дает Лариса Желе­зо. Говорят, что в спектакле «Давай с тобой поговорим», благодаря ее стараниям, запели даже «непоющие» ребята.

Балетмейстер Наталья Коньшина обучает молодых артистов искусству танца, Софья Ла­тыш помогает им наложить грим перед выхо­дом на сцену, а художник по костюмам Игорь Рыбалка облачает юные дарования Лицейского театра в одежды.

Для 160 школьников и студентов театр стал «вторым домом», настоящей «школой жизни», школой человеческого взаимопонимания. Ребя­та очень любят свою работу и, даже когда в театре нет репетиций, они приходят туда просто так: попить чаю, поговорить по душам…

В театре работает клуб для тех, кто очень хочет, но в силу разных причин, не может быть актером. Вместе с педагогом ребята готовят капустники, ставят мини-спектакли, смотрят фильмы, обсуждают прочитанные книги,

Как сообщила заведующая литературной ча­стью Татьяна Шевченко, попасть в Лицейский театр может любой желающий!

Ежегодно в августе проходит набор школь­ников во все три труппы. Но идти на «смотрины» нужно не с пустыми руками, а с… песней, с танцем, с выученным наизусть стихотворени­ем. Чтобы режиссер, взглянув на вас, понял: вы — именно тот актер, которого он мечтает видеть в своих спектаклях.

Беседую с художественным руководителем театра — заслуженным артистом России В. С. Решетниковым.

  • Вадим Станиславович, Вы ушли из драматического и избрали нелегкий путь создания нового театра, лицейского. Почему?
  • Потому что мне это нравится. Я вижу смысл в своей работе. У Лицейского театра есть свои поклонники и недоброжелатели, свой по­черк, своя тональность. Его не спутаешь ни с каким другим театром. А если у творческой организации есть лицо, то вполне естественно, что кому-то оно нравится, а кому-то нет.
  • От чего или от кого зависит выборновой пьесы?

— От многих причин. Во-первых, от труппы: от наличия или отсутствия в ней Гамлетов. Если их нет, то ставить Шекспира не имеет смысла. Во-вторых, от погоды на дворе, то есть от со­стояния общества; в-третьих, от круга проблем, которые интересуют меня; в-четвертых, от тех­нических и материальных возможностей теат­ра; в-пятых, от качества энергии, присутствую­щей в труппе; в-шестых, от осадков или отсут­ствия оных и от того, как «левая нога» пожела­ет. (Под псевдонимом «левая нога» скрывается интуиция.)

  • Как происходит чтение и обсуждение выбранной пьесы?
  • Чтение текста — это труд. И труд духовный. Легче всего, прочитав 2-3 страницы, вос­кликнуть: «Это не Шекспир! (не Чехов!)» — и забросить пьесу куда подальше. Прикидываться небожителем, знающим все наперед, — глупо. Надо попробовать честно пройти этот путь, предложенный писателем, с первой и до последней страницы. И тогда появится надежда, что артисты не исполнители чужой воли, а личности. Мне так же бывает скучно, когда чтение и об­суждение идет гладко. Если есть о чем спорить, значит, есть что ставить.
  • Вадим Станиславович, не бывает ли так, что главная роль в спектакле становится для актеров яблоком раздора?
  • Нет. У меня просто не бывает маленьких ролей. Это предмет профессиональной гордости — сделать так, чтобы даже самая второсте­пенная роль «торчала». Мое главное требование к актерам — уметь слышать друг друга и работать в ансамбле. Ансамблевость — кардинальный принцип театра, принцип, не подавляющий индивидуальность, а способствующий ее выявлению. Работа в ансамбле — это то, чем всегда от­личалась русская театральная школа, и то, что мы сейчас стремительно утрачи­ваем. Наша задача — сохранить сту­дийный дух, который существует в этом театре.
  • Как театру удается держаться на плаву в нестабильной эко­номической ситуации?
  • Нам очень помогает «ИТ-Банк». Без его поддержки две последние премьеры в театре просто бы не состоялись.

      Служащие банка с удоволь­ствием ходят на наши спектакли и не афишируют свою благотвори­тельную деятельность, То что «ИТ-Банк» появил­ся в очень нужное время и в очень нужном мес­те — это очевидно.

Во-вторых, мы вынуждены работать, как на­стоящий, профессиональный театр. За сезон с октября по май мы показываем по двести с лишним спектаклей.

На постановочные и хозяйственные нужды средства не выделяются. Задолженность по зар­плате составляет 5 месяцев.

Если учесть, что ставки в театре мизерные, то это уже криминально.        

Лицейский театр — самый скромный из всех, существующих в Омске, он немного стоит городу.

С другой стороны, такого театра больше ниг­де нет.

Это не просто театр, но и учебное заведе­ние, где людям пытаются напомнить, что они люди.

Ни в каком другом театре такого КПД нет, как в Лицейском.

  • Почему?
  • В театре все сходится на артисте. Дарование актера измеряется умением удивлять зрителей. Когда артист «отыгранный», когда зна­ешь все его дальнейшие жесты и реплики — на
    сцене ничего не происходит. Если на сцене ни­чего не происходит — спектакль мертвый.

Существует два театра: театр — лаборато­рия и театр-музей. Лаборатория — это место, где что-то исследуют, музей — это место для демонстрации художественных достижений прошлых лет. Это может быть добротно и кра­сиво, но не может быть живым, потому что те­атр живет только сегодня. Играют не звания, а люди.

У Лицейского театра уникальное положение — у нас нет «отыгранных» артистов, которые бы разучились удивляться и удивлять.

Театр помогает ребятам познать изнутри ма­териал, который они проходят на уроках лите­ратуры в школе. Когда они понимают, что поэт не подбирал красивые слова для выражения своих чувств, а жил так, то у них возникает выбор — значит, можно существовать в этом мире и по-другому.

Вот эта атмосфера и дает определенный КПД.

Театр тем больше нужен обществу, чем меньше он ему нужен. А сегодня именно такое время.                             

31 мая Лицейский театр закрывает 5-й юби­лейный сезон премьерой-спектаклем по произ­ведениям Александра Блока «Скифы» режис­сер-постановщик Вадим Решетников. Начало в 19.00.

 

О. Дубонос


«Дамский альбом», 28 мая 1999 г.