Рубикон для Лицейского, или Зачем ему взрослая публика
Премьеры этого театра пока не обсуждают в курилках госучреждений и коммерческих фирм. Перед спектаклями возле него не образуются импровизированные автосалоны отечественных и импортных авто. Но он может гордиться, что у него сформировалась своя аудитория зрителей и поклонников, которая год от года увеличивается. Ныне средняя заполняемость зала — сто тридцать процентов. Такому показателю позавидует и любой другой театр. Новый виток интереса к работе театра должна породить премьера «Комка».
Сейчас в Лицейском театре идут последние репетиции перед премьерой сентиментального фарса по пьесе Алексея Слаповского. На первый взгляд, пьеса никоим образом не вписывается в репертуар, ориентированный на классику. Но даже приобщая зрителей к светлому и доброму, и руководство театра, и актеры не свободны от того, что нас каждодневно окружает. «Комок» — их взгляд на добро и зло, нежность и черствость, перемешанные в гремучую смесь в душах современников. Поначалу предложение художественного руководителя театра Вадима Решетникова поставить «Комок» было встречено артистам без особого восторга. Когда труппа обсуждала пьесу, то разгорелись жаркие споры. Кому-то она показалась интересной, кому-то — наоборот. А раз артисты спорят, значит, пьеса их задела. Не должна остаться равнодушной и публика, чей возраст, в основном, совпадает с актерским.
Фабула пьесы проста: двоим молодым людям из провинции, работающим в коммерческом киоске в столице, городе больших возможностей, судьба предоставляет шанс. Не карьеру сделать, но приподняться душой над суетой. Однако… Поэтому эпиграфом к пьесе стали строчки из Евангелия: «И тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». Казалось бы, играть современников, героев пьесы, чье мировоззрение легко представить и понять, просто. Поэтому на одной из недавних репетиций, где побывал автор этих строк, режиссер давал оригинальные ремарки: «Не пытайся надеть какую-то маску. Ничего не надо. Играй от себя» или «Играй, как играешь, будешь переигрывать — испортишь роль». Но пьеса коварна: она не очень сценична. Спектакль держится исключительно на созданных характерах. К тому же это первая постановка пьесы, написанной в начале девяностых. Но в отличие от большинства произведений той поры пьеса не относится к «чернухе».
Последние репетиции перед премьерой, которая состоится тридцатого марта, В. Решетников не считает завершением работы над спектаклем. После нее начнется окончательная доводка в зависимости от реакции зала. Цель: сделать так, чтобы зритель дышал вместе с артистами. «Комок», наверное, — веха в истории Лицейского театра. Не только поворот к осмыслению современности, но и расширение зрительской аудитории. Вадим Решетников объясняет это точным знанием, для кого и зачем делаются спектакли. В отличие от «Беды от нежного сердца» или «Давай с тобой поговорим» «Комок» рассчитан на студенчество и еще более взрослую публику. Среди зрителей все чаще встречаются семейные пары. На спектакли вечернего репертуара ходят даже пожилые. Но в Лицейском не собираются терять зрителей-школьников. Те ребята, что сейчас занимаются в младших группах, будут участвовать в новой постановке «Голого короля» Е. Шварца. Так что стенаниям о непопулярности театров, вынужденных конкурировать с телевидением, где культивируется «развлекаловка», в Лицейском противопоставили работу на вдумчивого зрителя. Как выясняется, по раскупаемости билетов — а на апрель их уже нет – таких в Омске немало.
П. Ветров