«Лекарство от душевного несогласия»
Артисты — народ быстро увлекающийся. Для сцены это хорошо: если не увлечься своей ролью, можно вообще никогда не понять, в чем же в конце концов заключается твоя задача при выходе на подмостки. Но для человека, который попытается даже сразу после премьеры спросить одну из таких увлеченных личностей о ее предназначении в спектакле, артисты покажутся самыми безграмотными людьми на свете. Так как ничего, кроме эмоций, облеченных в бессвязные предложения, он не услышит. И самое интересное, артисты будут абсолютно правы в таком своем поведении.
Именно поэтому ваш покорный слуга опрашивал артистов Лицейского театра перед первым показом их новой постановки — «Сна в летнюю ночь» Вильяма Шекспира, постановки, которая откроет 7 октября уже 7-й для «лицеистов» театральный сезон.
Был задан всего один вопрос: «Чем лично для Вас являются спектакль «Сон в летнюю ночь» и Ваша роль в нем?»
Наталья Мельникова (Титания): «Сон» для меня — это соприкосновение с Волшебством и Красотой, недаром я играю представителя потустороннего мира. Это интимный рассказ о чистоте чувств и отношений, о людях, которые не стесняются быть такими, какие они есть… и которые даже не подозревают, что не все в их поступках и ощущениях зависит от них самих».
Иван Левахин (Оберон, дебют): «Спектакль отодвигает мои жизненные проблемы на второй план и позволяет раскрепоститься. Своего персонажа мне пока сложно определить — понимаете, не просто вот так вот взять и почувствовать себя лесным царем!..»
Владимир Бельдиян (Основа, дебют): «Проделанная работа для меня является открытием новых возможностей, способностей, и открытие это я сделал как в себе, так и в других. Вместе это называется, наверное, «моментом человеческого гения»…
Ольга Маркина (Елена): «Каких-то глобальных «осмыслений» своей героини не было, — считаю, говорить о состоявшейся роли еще очень рано. Все делаю «на ощупь» и достаточно испуганно. Поскольку не все, о чем говорил режиссер, понято и многое предстоит пережить и примерить на себя».
Вениамин Скосарев (Тезей): «Конечно, каждая премьера своего рода новый этап. Этап в совершенствовании моей профессии. Однако работа над ролью, спектаклем — то «мое», которое я не каждому решусь рассказать…»
Евгений Бабаш (Оберон): «Трудно быть богом, но еще труднее быть богом, наделенным человеческими чертами. Ведь Оберон, хоть и лесной царь, достаточно близок обыкновенным людям, то есть может сопереживать, радоваться своим маленьким радостям и даже завидовать. Поэтому просто актерски очень сложно совместить в одном характере две системы ценностей: человеческую, «приземленную», и божественную, способную творить судьбу. А это, знаете ли, определенная ответственность».
«Идейный» руководитель Лицейского Вадим Решетников на вопрос о значении шекспировской пьесы для него самого и театра в целом задумался. А затем, может быть, сам того не желая, подвел итог всему вышесказанному: «Для меня «Сон в летнюю ночь» — определенная психотерапия. Некий способ лечения душевного несогласия с самим собой и другими. Ведь жизнь наша сегодня представляет некий «коктейль», который нравится далеко не каждому гурману. И, на мой взгляд (а Шекспир читается каждым по-своему), очень важно, что спектакль пытается затронуть проблему любви как духовный процесс. Любви как попытки одного человека понять другого».
Олег Малицкий
«Мир увлечений», октябрь 2000 г.