Остров под названием «Лицейский». Пока обитаемый

Любопытно: практически во всех заголовках многочисленных публикаций об омском муници­пальном Лицейском театре, в принципе концентрируется его главная суть. Вчитайтесь: «Моло­до — не зелено, а многоцветно», «До Пушкина — три поколения…», «Лицейский — театр, устремлен­ный в будущее»…

Для них уже давно первое сен­тября — не более чем формаль­ность (да не обидятся педагоги многих и многих городских школ, в чьих классах учатся молодые ак­теры-лицеисты). Их главный «вос­питательный дом» — Лицейский те­атр.

Художественного руководите­ля Лицейского театра заслужен­ного артиста России Вадима Ре­шетникова сначала считали «не­нормальным» (ну мыслимо ли: в расцвете сил и лет оставить сцену Омского академического и зате­ять с нуля нечто невероятное, че­му в мировой театральной прак­тике нет аналогов!), затем — идеа­листом (а это уж тем паче немыс­лимо: в беспросветно-безденеж­ные и сумрачные постперестроеч­ные времена, когда культура чуть ли не в буквальном смысле слова «вышла на паперть», — построить, создать в городе Дом-театр)… Сегодня его называют подвижником.

Мудр и велик город, который думает о будущем. Уже знаменитый на всю Россию омский Лицейский (особенно после бесспорного первенства на Всероссийском фестивале детских театров в Калуге в 1997 году) стал одной из главных изюминок Омска. И не только потому, конечно же, что уже третий сезон (а с момента основания — шестой) он начинает в великолепном здании, подаренном театру городом. Муниципальный Лицейский, действительно не имеющий аналогов ни в России, ни в Ев­ропе, ни в мире, — это одна из самых значимых и замечательных «культурных акций» города.

Их сегодня двести человек, двести актеров-лицеистов (млад­шая, средняя и старшая группы), с которыми работают актеры-ре­жиссеры (нет, лучше так: педаго­ги, воспитатели, учителя, старшие друзья!) Зинаида Костикова, Сер­гей Тимофеев, заслуженные арти­сты России Вера Канунникова и Александр Гончарук. И еще — вер­нувшийся из Москвы после окон­чания театрального училища ак­тер-лицеист «первого набора» Ви­талий Сосой. Кстати, уже около десяти «решетниковцев» стали студентами театральных учебных заведений,

Помнится, как-то спросил Ре­шетникова, не проводил ли он па­раллелей между занятостью ре­бят в театре и их успеваемостью в школе. Вадим в ответ улыбнулся:

—      Связь самая прямая: чем активнее дети заняты в театре, тем лучше они учатся.

И добавил (уже не улыбаясь):

—     Знаешь, есть у меня мечта. Я хочу, чтобы то, что мы  делаем в театре, не вступало в резкое про­тиворечие с уровнем преподавания гуманитарных дисциплин в школах. Но это, сам понимаешь, зависит не от меня…

Они называются Лицейским театром. С того момента, как «отпоч­ковались» от школы-лицея № 66. Но это — всего лишь формальное объявление. Главное, почему «Ли­цейский», — это оттуда, из XIX ве­ка, из того незабвенного лицея, где воспитание было «штучным».

Каждый актер-лицеист — Лич­ность. Или так: уже Личность.

В прошлом сезоне омский Ли­цейский показал 202 (!) спектак­ля. Остросоциальная драма «Ко­мок» стала событием сезона: спек­такль-предостережение о страш­ных последствиях бездуховности. Молодые говорили о молодых же­стко, с болью, с надеждой…

Последний год уходящего сто­летия явил изумленному Омску так называемый «новый взгляд на культуру». В ситуации безденежья и войны между городом и облас­тью, мэром и губернатором, в ситу­ации 4-, 5-месячных задержек за­работной платы и полной запу­щенности системы жизнеобеспе­чения города крайней, естествен­но, оказалась сфера культуры. Го­родские творческие коллективы, безжалостно «отсеквестированные» бюджетом, брошены, по сути, на произвол судьбы.

Из беседы с Вадимом Решетни­ковым:

— Дело существует до тех пор, пока оно развивается. Что у нас было до трех последних сезонов в новом здании? Неуклонный рост числа желающих работать, обу­чаться здесь. Точнее — жить. Мы работаем, как нормальный репер­туарный театр, к нам давно имен­но так и относятся, хотя ведь это, условно говоря, всего лишь сорок процентов нашей деятельности, видимая часть айсберга. Есть еще шестьдесят процентов — это обу­чение, воспитание… И вот накану­не нового тысячелетия нам устро­или секвестр на всю катушку. В три раза! А если учесть, что минув­ший сезон был благополучным только потому, что нам помогли спонсоры, то можно сформулиро­вать по-другому: в три раза уреза­но недостаточное финансирова­ние. Самое страшное — что я не могу объяснить чиновникам, поче­му зарплаты в 300 — 500 рублей, да и то выплачиваемой с задерж­кой чуть ли не в полгода, не хвата­ет на проживание. В ответ слышу лишь одно: «Вы не хотите участво­вать в эксперименте!» Мало этого. Чиновники мне предлагают сего­дня брать плату с родителей акте­ров-лицеистов!.. Наверное, я мог бы уйти в «область». Или «выйти на площадь». Но… Город в свое вре­мя помог нам организоваться, и мы остаемся в городе. А что будет дальше? Не знаю. Чиновники за­гоняют театр в угол. Хорошая та­кая политика, «эксперименталь­ная». Политика «загона волков»…

…Если вечером присесть на ска­мейку-амфитеатр у входа в Ли­цейский театр, невольно начина­ешь думать о будущем. Потому что отчетливо понимаешь: вот здесь, за этими стенами, — остров добра, любви и творчества, и две­сти его «островитян» — это еще и надежда, что в XXI веке Омск не изменит своему самому главному «статусу»: быть городом подлин­ной культуры.

Сергей Денисенко

«Культура», 15 июня 2000 г.