Омск
ОМСК
Омский Лицейский театр начинается… с улицы, с манящих вечерних фонарей у входа, с маленьких ступенек к крыльцу, напоминающему миниатюрную сцену, с амфитеатра скамеек напротив крыльца, на них в летнюю пору может расположиться публика, человек 40-50.
Небольшое фойе театра, гардероб и буфет, оформленные живой зеленью, букетиками из сухих цветов и трав, — все удивляет продуманностью пространства, заботой об удобстве гостей и отдает чуть старомодной сентиментальностью. Многие юноши и девушки, изредка выходящие на сцену, а то и вовсе не играющие в спектаклях, с удовольствием выполняют закулисную работу, которой здесь, как в любом профессиональном театре, предостаточно. Одним словом, «затейливая табакерка» — точнее, чем Михаил Александрович Ульянов, это чудесное театральное изобретение не назовешь.
И зал в этом театре — единственный и неповторимый: 56 кресел в партере, 19 на балконе (как правило, переполненном стоящей публикой); очень маленькая (5×6, с зеркалом — 4,7) сцена. В таком пространстве форсированный звук будет резать слух, а шепот всегда будет услышан. Этому эксперименту всего шесть сезонов, идет седьмой: в 1994 году пятеро профессиональных актеров Омской драмы во главе с заслуженным артистом России Вадимом Решетниковым объединились, чтобы сочинить и реализовать уникальный проект театра-школы, где бы юные артисты параллельно со средним и вузовским образованием вне этих стен получали сценическое образование в «театре-табакерке». Сегодня занятия пластикой, хореографией, сценическим движением, актерским мастерством здесь начинают практически шестилетнего возраста.
Однако как бы ни был щедр местный бюджет к детям (а он, впрочем, и не всегда щедр), — театру нужно самому о себе позаботиться, тем более что местные начальники в управлении культуры то и дело «рокируются», едва успев со своими подопечными познакомиться. Решетникову, по существу, не от кого ждать милости, сам он трудится, что называется, от зари до зари и своей энергетикой заряжает всех вокруг. Спектакли в этом репертуарном театре идут практически ежедневно и для всех категорий публики. Хочу оговориться: зрителю Лицейского театра вряд ли придет в голову, что какой-либо экономический расчет толкает юных артистов на сцену — столько явного удовольствия получают на наших глазах исполнители! Однако Решетникову экономическим расчетом наверняка заниматься приходится хотя бы потому, что все идущие здесь спектакли требуют ощутимых постановочных затрат.
…До сих пор в репертуаре Лицейского театра удачно чередовались хорошо знакомые имена и названия: «Голый король» Шварца, «Беда от нежного сердца» Соллогуба, «Сон в летнюю ночь» Шекспира, «Дама-привидение» Кальдерона… всего 12 названий. И это понятно: учиться, пожалуй, лучше на классической драматургии. Но в конце минувшего сезона театр совершил неожиданный репертуарный поступок, обратившись к нигде до того не шедшей пьесе Алексея Слаповского «Комок», «сентиментальному фарсу в двух ночах и одном рассвете». Антибукеровский номинант Слаповский, как известно, нечастый гость на отечественной сцене и получает удовольствие преимущественно от публикаций. Тем, наверное, радостнее ему будет узнать, что на сцене маленького театра в Омске его пьеса «Комок» получила если не вполне адекватное замыслу, то, во всяком случае, убедительное прочтение.
…Действие «Комка» происходит в «торговой точке», уличном ларьке, каких сегодня множество на улицах разных российских городов. «Комок» показан изнутри, и его потное чрево со штабелями бутылочной тары, похабными картинками на стенах, насквозь пропахшее дешевым табаком и алкоголем, становится средой обитания героев наших дней. В этом сжатом пространстве встречаются неприкаянные, странные, смятенные люди: нет ни «черного», ни «белого», ни полутонов. «Сейчас все похоже на все» — так характеризует нынешние времена продавец киоска Михаил (Евгений Бабаш), приехавший из провинциального Сарайска «завоевывать» неприветливую столицу. Этот немногословный молодой человек, вокруг которого «тусуются» остальные персонажи, живет на взводе, на пределе душевных сил, будто в горле у него — сжатый комок. «Я весь комок нервов, я ненавижу этот город…» — импровизирует он под перебор гитарных струн.
Конечно, Слаповскому не откажешь в проницательности авторского взгляда, в умении «схватить» человеческий типаж, услышать «язык улиц». Однако важно и другое: в любой пьесе этого автора при колоритно и точно обозначенных контурах быта решаются проблемы надбытийные, метафизические. Исповедуя идеи театра, пошедшего по стопам Александра Вампилова, драматург интересуется в первую очередь уникальным миром души, способной сохраниться, казалось бы, даже в нечеловеческих условиях. Это ощущение почти мистического «сверхзамысла», некоей кармы, определяющей поступки героев в пьесах Слаповского, не может не учитываться постановщиками. В омском спектакле, начинающемся без занавеса и идущем как вполне органичное продолжение сегодняшней жизни, — неожиданно возникают «инфернальные» моменты, особенно при появлении загадочной Корнелии, женщины «не от мира сего», Прекрасной Дамы-Незнакомки.
В унисон автору сценограф Игорь Рыбалка не дает никакого сугубо московского антуража, но изнанкой неоновой вывески в глубине сцены маркирует символическую зеркальность, тотальность палиндрома: слово читается в обоих направлениях: ОМО, он и есть КомоК. Универсальность конфликта подчеркивает и постановщик спектакля Вадим Решетников. Примечательно, что в программке к спектаклю предпосланы слова из Евангелия от Матфея: «Тогда он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». Это только на первый взгляд может показаться, что, сглаживая язык, микшируя сленг, романтизируя главную героиню пьесы Корнелию, режиссер проявляет большее, чем автор, сочувствие к персонажам. Увы, окончательный диагноз, который ставит театр современному миру, абсолютно неутешителен. Однако единственное упоминание имени Достоевского в первом действии звучит в этом камерном зале очень внятно, и это дает смутную надежду: ведь не исключено, что вера, как почерк, как походка, привычки, как цвет глаз, — передается на генетическом уровне… Следуя традиции Достоевского, призывающего в своих романах услышать хор голосов, сопережить множество драм; разделить, до одной, все судьбы, — в достаточно скупом тексте пьесы режиссер выделяет «моменты истины», исповедальные мгновения, когда герои рассказывают о самом сокровенном. Спектакль приобретает своеобразное полифоническое звучание. Эти актерские миниатюры исполнены убедительно, но без нажима, иногда на полушепоте, который слышнее шумной патетики. В этом подержанном мире все живут в состоянии хронического стресса, всякий по-своему изгой, и каждый заслуживает участия — и второй неудачливый «завоеватель столицы» напарник Михайла Николай (эту роль в дубле исполняют Вениамин Скосарев и Евгений Точилов), и растерянная, не нашедшая себя москвичка Жанна (Татьяна Жаркова), и колоритный хозяин с нарицательным именем Альберт (Олег Малицкий), и приехавшая «заработать в Москве проституцией» Наташа (Наталья Лаутеншлегер, Наталья Мельникова), и мужчина, торгующий своей «тайной» (Сергей Тимофеев), и безымянная алкоголичка, предлагающая вещи с чужого плеча (Ольга Маркина, Наталья Демченко), и, наконец, таинственная Корнелия (Лидия Заломова), аристократка, ангел духа, в падение которой так охотно поверили обитатели комка.
Вряд ли стоит надеяться, что наделенные разной степенью одаренности и по-разному устроенные в жизни молодые актеры (многие учатся в университетах, кто-то работает, а кто-то вошел в штат театра) будут играть безупречно, их роли исполнены, конечно же, с разной мерой профессионализма, с разной степенью объемности сценических характеров. Похвально уже то, что все они не только стремятся к правде чувств, но и неплохо существуют в стихии фарса. Здесь театр нога в ногу следует за автором, назвавшим свое сочинение хоть и сентиментальным, но фарсом.
К слову сказать, вовсе не исключено, что режиссеру какого-нибудь другого спектакля в другом городе нынешнее циничное мироустройство может показаться смехотворно-забавным, и тогда герои «Комка» предстанут уморительно-фарсовыми видениями.
А в омской постановке дорого другое. Театр, существующий здесь и сейчас, призывает на минуточку приостановить время, вглядеться в лица, услышать обжигающие исповеди и, очистив души состраданием, пожалеть этих людей, полюбить их «черненькими». «Беленьким меня всякий полюбит», — говорил герой Достоевского.
Светлана Нагнибеда
«Страстной бульвар», 10, 8-38/2001