«Будучи в положении, Вы прекращали работу?..»

или От Дня театра до Первого апреля – всего один шаг

Неделю назад, когда редактор предложила мне «подумать о первоапрельском Дне смеха», я предавался размышлениям о гря­дущем 27-го марта Международном Дне театра. Машинально кивнул: подумаю, мол.

Осознанная необходимость совместить «редакторскую ус­тановку» на День смеха с собственными «театральными пла­нами» побудила меня снять с рабочей полки папочку с измоча-ленными тесёмочками, на коей ещё в прошлом веке вывел я фломастером: «Бред о театре» (заголовочек этот, разумеет­ся, сугубо рабочий; а словом «бред» решил я тогда обозначить неординарные опусы различных театральных рецензентов, вы­дающих «на-гора» результаты своих походов в театр).

…От Дня театра до 1-го апреля — всего 4 дня. От великого до смешного — и того меньше. Я развязываю тесёмочки, я рас­крываю папочку… И об одном лишь хочу уведомить тебя, уважаемый читатель: всё, что процитирую я, желая тем самым поднять тебе настроение в преддверии Дня смеха, — не мистификация и не шутка первоапрельская. Увы, «ци­тируется по первоисточнику».

Началом моей «фирменной коллекции» стала газетная рецензия на спектакль Лицейского театра «Аленький цве­точек». В который раз перечитываю! В который раз гла­зам своим не верю!..

«…В условиях бесчинства средств массовой инфор­мации спектакль «Аленький цветочек» воспринимается как внезапная песнь иволги в лесу…

…Спектакль поставлен на текст И.Карнауховой и Л.Браусевич.

…Художнице удалось создать полную иллюзию дре­мучих русских лесов.

…Уже визуально видно, что она сугубо лирическая героиня.

…Две старшие заказа­ли, говоря языком фило­софии, ценности матери­альные, а Алёнушка по­просила ценность духов­ную — аленький цветочек.

…Романтическая ис­тория… раскрывает це­лый ряд христианских качеств русской девушки Алёнушки… В этом отно­шении её нельзя и срав­нить ни с одной из трёх сестёр в одноимённом спектакле академическо­го театра драмы.

…Сказка, очевидно, предвосхищает то явление, что рус­ских женщин до сих пор востребуют в брачных целях мужчи­ны Европы и Америки больше, чем каких-либо других.

…Подошли к своим ролям ответственно, с интересом и в пол­ном соответствии с требованиями системы К. С. Станиславского.

…В одном лишь, кажется, чувство меры и такта изменяет режиссёру, когда Антон стреляет в Бабу-Ягу. Баба-Яга и про­чие представители партии нечистой силы вечны… Баба-Яга после выстрела в упор падает, но тут же поднимается: её нельзя убить. Зачем же тогда по-большевистски стрелять в пожилую даму? Пусть она вредная, но это же не повод убивать человека без суда. Наше государство объявлено правовым!

…Баба-Яга никого не убивала… Она, как и всенародно из­бранный, вероятно, за отмену смертной казни. Поэтому нет ни юридических, ни моральных оснований убивать её. Святая Цер­ковь учит нас, что от нечистой силы сле­дует защищаться молитвой и крестным зна­мением. Этим и надо заменить выстрел.

…Понять уважаемого Валерия Ивано­вича (режиссёр спектакля — народный артист России, актёр академического те­атра драмы В. И. Алексеев. — С.Д.), конеч­но, можно. Он привык к тому, что кровь на сцене академического театра драмы льётся едва ли не каждый вечер. В фина­ле спектакля «Натуральное хозяйство в Шамбале», например, устраивается паль­ба из автоматов… Сам он в этом же спек­такле ритуально закалывает священника, а в «Трёх сестрах» убивает друга. Спек­такль «Аленький цветочек» тоже о трёх сестрах и, вероятно, сюда механически перенесён опыт академической сцены…»

Комментировать не стану. Всё и так «уже визуально видно» (как блистательно выразился вышепроцитированный автор).

… «Будучи в положении, Вы прекра­щали работу в театре?» — этот перл, вы­несенный в заголовок, — из интервью од­ной начинающей репортёрши с извест­ной актрисой. Нормальный такой, «чис­то женский» вопрос, ставящий, в свою очередь, и саму актрису в специфическое положение, «будучи в положении» интер­вьюируемой.

И вообще вопросы репортёров из ин­тервью — тема для отдельного исследования. В моей коллекции поднакопилось их превеликое множе­ство. Есть даже самые «любимые». Ну вот, например: «Какие трога­тельные мгнове­ния из того вре­мени приходят вам в голову?»

Позволю себе слегка перефрази­ровать этот не­повторимый вопрос, представляя вам не­большую подборку из своей коллекции: для вас — несколько трогательных мгновений, пришедших в головы «пишущих любите­лей театра».

Бессмысленно вдаваться в подробно­сти сюжетной канвы спектакля.

** *

Героине отведена сложная роль «вос­соединения» восприятия зрителей с пер­сонажами пьесы.

** *

В спектакле есть смешные сцены, по­этому в зале слышится смех.

** *

Несмотря на забавные моменты, пьеса не несёт в себе единого чувства радости.

В его лице соединились вокальные данные, черты драматического актёра, своеобразные хореографические воз­можности, а также режиссёрский талант.

** *

Роль матери репетирует красивая женственная молодая актриса. Мужской состав будущего спектакля брутален и ярко талантлив.

** *

Можно поставить в вину режиссёру своеобразную трактовку образа. Одна­ко итог положительный — качество по­становки не пострадало.

** *

С самого начала угадываешь отблеск идеального в угловатой героине.

** *

Однако постепенно спектакль завора­живает какой-то непонятной глубиной.

** *

…Серьёзная красивая женщина с от­печатком грусти на лице и тоски по про­павшему мужу.

** *

В сцене, где Яшка-артиллерист учит Трындичиху танцевать гопак, она откры­вается для зрителя с новой, неожидан­ной стороны.

** *

Лирическое начало делает сюжет до­статочно драматичным.

** *

Если оторваться от внешней привле­кательности, нельзя не заметить: нет ничего смешного в том, что идёт Гражданская война.

** *

Чувство   невыраженной трагедии не покидает зрителя.

** *

Отметим «постельную сцену», где эротика тонка до изумительности чувств… К сожалению, не каждому зри­телю удаётся такое понять. Но большинство следит за происходящим на сцене, за­таив дыхание.

** *

Рассказать обо всём не­возможно в двух словах. Слишком много всего.

** *

В антракте звучат песни тех лет, как бы на­страивая зрителей уже не на деревню, а на город.

* * *

Актёры великолепны, каждый исполняет свою партию виртуозно, временами переигрывая других.

** *

Бесспорно, что все театры в Омске русско­язычные, но все ли они русские?

** *

…Здесь ощущается редкая атмосфера студий­ности, когда есть таланты, но нет звёзд.

** *

Я уважал наш академический театр до тех пор, пока он не стал осваивать на сцене технику секса.

…И на этой радостной, «тонкой до изумитель­ности чувств» эротической ноте можно было бы поставить точку. Но улыбка с лица уже исчезла. Тревожно как-то стало… Страшновато даже. Страшно не от того, что «образчики» вышепри­ведённые, мягко говоря, нелепы. Страшно, что они — печатаются. Печатаются на полном серьёзе, в присутствии уважаемых редакторов. При аб­солютном непонимании ни со стороны авторов, ни тех же редакторов, что они профанируют тем самым не только себя, но и Театр, и понятие про­фессионализма, и само Слово.

Впрочем, всё закономерно. В «театральной сто­лице Сибири» отсутствует театральная пресса как таковая. Канул в небытие журнал «Омск те­атральный», мощно державший планку професси­онализма в вопросах освещения театральной жиз­ни. А «свято место», сами понимаете…

Кабы не День смеха наступающий, другие бы цитаты выудил из своей коллекции, те, где «опусность» уже не на уровне девальвации Слова, а на уровне «перста указующего», где под спаситель­ными (для редактора) рубриками типа «Проба пера», «Мнение зрителя» или «В редакцию пришло письмо» печатаются бестактно-дидактические и невежественные по своей сути апарты в адрес того или иного актёра или спектакля.

…А на папочке моей тесёмочки-то, увы, дей­ствительно измочаленные. От частого раскрыва­ния папочки. Потому что множится и множится плеяда обаятельно уверенных в себе дилетантов, мёртвой хваткой вцепившихся в перо и получив­ших «зелёный свет» на «освещение вопросов куль­туры». И вот, «будучи в положении» обременён­ности «миссией», свалившейся на них, потрясают они изумлённых читателей «какой-то непонят­ной глубиной», являя себя порою «с новой, неожи­данной стороны».

Грустно, господа…

В публикации цитировались фрагменты материалов из омских изданий:

«Время», «Мир увлечений»,  «Омское время»   и др.

Автор смеет надеяться, что народный артист России

Валерий Алексеев, заслуженный работник культуры России

Нина Бревнова, артисты Татьяна Прокопьева

и Сергей Волков, чьи фотоснимки использованы

для «создания атмосферы»  этой полосы, адекватно

воспримут сей «стилистический приём» автора.

 

С. Денисенко

«День за днём», 29 марта 2001 г.