«Будучи в положении, Вы прекращали работу?..»
или От Дня театра до Первого апреля – всего один шаг
Неделю назад, когда редактор предложила мне «подумать о первоапрельском Дне смеха», я предавался размышлениям о грядущем 27-го марта Международном Дне театра. Машинально кивнул: подумаю, мол.
Осознанная необходимость совместить «редакторскую установку» на День смеха с собственными «театральными планами» побудила меня снять с рабочей полки папочку с измоча-ленными тесёмочками, на коей ещё в прошлом веке вывел я фломастером: «Бред о театре» (заголовочек этот, разумеется, сугубо рабочий; а словом «бред» решил я тогда обозначить неординарные опусы различных театральных рецензентов, выдающих «на-гора» результаты своих походов в театр).
…От Дня театра до 1-го апреля — всего 4 дня. От великого до смешного — и того меньше. Я развязываю тесёмочки, я раскрываю папочку… И об одном лишь хочу уведомить тебя, уважаемый читатель: всё, что процитирую я, желая тем самым поднять тебе настроение в преддверии Дня смеха, — не мистификация и не шутка первоапрельская. Увы, «цитируется по первоисточнику».
Началом моей «фирменной коллекции» стала газетная рецензия на спектакль Лицейского театра «Аленький цветочек». В который раз перечитываю! В который раз глазам своим не верю!..
«…В условиях бесчинства средств массовой информации спектакль «Аленький цветочек» воспринимается как внезапная песнь иволги в лесу…
…Спектакль поставлен на текст И.Карнауховой и Л.Браусевич.
…Художнице удалось создать полную иллюзию дремучих русских лесов.
…Уже визуально видно, что она сугубо лирическая героиня.
…Две старшие заказали, говоря языком философии, ценности материальные, а Алёнушка попросила ценность духовную — аленький цветочек.
…Романтическая история… раскрывает целый ряд христианских качеств русской девушки Алёнушки… В этом отношении её нельзя и сравнить ни с одной из трёх сестёр в одноимённом спектакле академического театра драмы.
…Сказка, очевидно, предвосхищает то явление, что русских женщин до сих пор востребуют в брачных целях мужчины Европы и Америки больше, чем каких-либо других.
…Подошли к своим ролям ответственно, с интересом и в полном соответствии с требованиями системы К. С. Станиславского.
…В одном лишь, кажется, чувство меры и такта изменяет режиссёру, когда Антон стреляет в Бабу-Ягу. Баба-Яга и прочие представители партии нечистой силы вечны… Баба-Яга после выстрела в упор падает, но тут же поднимается: её нельзя убить. Зачем же тогда по-большевистски стрелять в пожилую даму? Пусть она вредная, но это же не повод убивать человека без суда. Наше государство объявлено правовым!
…Баба-Яга никого не убивала… Она, как и всенародно избранный, вероятно, за отмену смертной казни. Поэтому нет ни юридических, ни моральных оснований убивать её. Святая Церковь учит нас, что от нечистой силы следует защищаться молитвой и крестным знамением. Этим и надо заменить выстрел.
…Понять уважаемого Валерия Ивановича (режиссёр спектакля — народный артист России, актёр академического театра драмы В. И. Алексеев. — С.Д.), конечно, можно. Он привык к тому, что кровь на сцене академического театра драмы льётся едва ли не каждый вечер. В финале спектакля «Натуральное хозяйство в Шамбале», например, устраивается пальба из автоматов… Сам он в этом же спектакле ритуально закалывает священника, а в «Трёх сестрах» убивает друга. Спектакль «Аленький цветочек» тоже о трёх сестрах и, вероятно, сюда механически перенесён опыт академической сцены…»
Комментировать не стану. Всё и так «уже визуально видно» (как блистательно выразился вышепроцитированный автор).
… «Будучи в положении, Вы прекращали работу в театре?» — этот перл, вынесенный в заголовок, — из интервью одной начинающей репортёрши с известной актрисой. Нормальный такой, «чисто женский» вопрос, ставящий, в свою очередь, и саму актрису в специфическое положение, «будучи в положении» интервьюируемой.
И вообще вопросы репортёров из интервью — тема для отдельного исследования. В моей коллекции поднакопилось их превеликое множество. Есть даже самые «любимые». Ну вот, например: «Какие трогательные мгновения из того времени приходят вам в голову?»
Позволю себе слегка перефразировать этот неповторимый вопрос, представляя вам небольшую подборку из своей коллекции: для вас — несколько трогательных мгновений, пришедших в головы «пишущих любителей театра».
Бессмысленно вдаваться в подробности сюжетной канвы спектакля.
** *
Героине отведена сложная роль «воссоединения» восприятия зрителей с персонажами пьесы.
** *
В спектакле есть смешные сцены, поэтому в зале слышится смех.
** *
Несмотря на забавные моменты, пьеса не несёт в себе единого чувства радости.
В его лице соединились вокальные данные, черты драматического актёра, своеобразные хореографические возможности, а также режиссёрский талант.
** *
Роль матери репетирует красивая женственная молодая актриса. Мужской состав будущего спектакля брутален и ярко талантлив.
** *
Можно поставить в вину режиссёру своеобразную трактовку образа. Однако итог положительный — качество постановки не пострадало.
** *
С самого начала угадываешь отблеск идеального в угловатой героине.
** *
Однако постепенно спектакль завораживает какой-то непонятной глубиной.
** *
…Серьёзная красивая женщина с отпечатком грусти на лице и тоски по пропавшему мужу.
** *
В сцене, где Яшка-артиллерист учит Трындичиху танцевать гопак, она открывается для зрителя с новой, неожиданной стороны.
** *
Лирическое начало делает сюжет достаточно драматичным.
** *
Если оторваться от внешней привлекательности, нельзя не заметить: нет ничего смешного в том, что идёт Гражданская война.
** *
Чувство невыраженной трагедии не покидает зрителя.
** *
Отметим «постельную сцену», где эротика тонка до изумительности чувств… К сожалению, не каждому зрителю удаётся такое понять. Но большинство следит за происходящим на сцене, затаив дыхание.
** *
Рассказать обо всём невозможно в двух словах. Слишком много всего.
** *
В антракте звучат песни тех лет, как бы настраивая зрителей уже не на деревню, а на город.
* * *
Актёры великолепны, каждый исполняет свою партию виртуозно, временами переигрывая других.
** *
Бесспорно, что все театры в Омске русскоязычные, но все ли они русские?
** *
…Здесь ощущается редкая атмосфера студийности, когда есть таланты, но нет звёзд.
** *
Я уважал наш академический театр до тех пор, пока он не стал осваивать на сцене технику секса.
…И на этой радостной, «тонкой до изумительности чувств» эротической ноте можно было бы поставить точку. Но улыбка с лица уже исчезла. Тревожно как-то стало… Страшновато даже. Страшно не от того, что «образчики» вышеприведённые, мягко говоря, нелепы. Страшно, что они — печатаются. Печатаются на полном серьёзе, в присутствии уважаемых редакторов. При абсолютном непонимании ни со стороны авторов, ни тех же редакторов, что они профанируют тем самым не только себя, но и Театр, и понятие профессионализма, и само Слово.
Впрочем, всё закономерно. В «театральной столице Сибири» отсутствует театральная пресса как таковая. Канул в небытие журнал «Омск театральный», мощно державший планку профессионализма в вопросах освещения театральной жизни. А «свято место», сами понимаете…
Кабы не День смеха наступающий, другие бы цитаты выудил из своей коллекции, те, где «опусность» уже не на уровне девальвации Слова, а на уровне «перста указующего», где под спасительными (для редактора) рубриками типа «Проба пера», «Мнение зрителя» или «В редакцию пришло письмо» печатаются бестактно-дидактические и невежественные по своей сути апарты в адрес того или иного актёра или спектакля.
…А на папочке моей тесёмочки-то, увы, действительно измочаленные. От частого раскрывания папочки. Потому что множится и множится плеяда обаятельно уверенных в себе дилетантов, мёртвой хваткой вцепившихся в перо и получивших «зелёный свет» на «освещение вопросов культуры». И вот, «будучи в положении» обременённости «миссией», свалившейся на них, потрясают они изумлённых читателей «какой-то непонятной глубиной», являя себя порою «с новой, неожиданной стороны».
Грустно, господа…
В публикации цитировались фрагменты материалов из омских изданий:
«Время», «Мир увлечений», «Омское время» и др.
Автор смеет надеяться, что народный артист России
Валерий Алексеев, заслуженный работник культуры России
Нина Бревнова, артисты Татьяна Прокопьева
и Сергей Волков, чьи фотоснимки использованы
для «создания атмосферы» этой полосы, адекватно
воспримут сей «стилистический приём» автора.
С. Денисенко
«День за днём», 29 марта 2001 г.