Театральные премьеры 2000 года
Прошлый год, невероятно богатый на премьеры, остался позади, но в памяти омских театралов навсегда запечатлелись неожиданные провалы и удачные эксперименты года. Лучшее, что было, рождало спор и потрясало, а худшее получало свои заслуженные оплеухи.
Позволим взять на себя смелость не только вспомнить все, чем радовали и не совсем радовали нас омские театры, но и оценить кое-что, ими произведенное, по такой знакомой и простой пятибалльной системе. Самые известные омские критики и я, скромный почитатель театрального искусства, не пропускающий ни одного нового спектакля, на время оказались в роли школьных учителей и с присущей им строгостью и справедливостью выставляли оценки самым ярким, запомнившимся и вызвавшим негодование спектаклям 2000 года.
Спектакль + театр | баллы | Общий балл | ||||
|
Лидия
ТРУБИЦИНА |
Людмила ПЕРШИНА | Людмила ОРЛЯНСКАЯ | Сергей ДЕНИСЕНКО | Марина ВОРОНОВИЧ |
|
«Приглашение на казнь»
Театр драмы |
5 | 5 | 5 | 5- | 5 | 4,9 |
«Сон в летнюю ночь»
Лицейский театр |
4 | 4 | 5 | 4 | 5 | 4,4 |
«Мещанин во дворянстве»
Пятый театр |
5 | — | — | 2 | 4 | 3,7 |
«Хитроумная влюбленная»
ТЮЗ |
4 | 5 | 5 | 4 | 3 | 4,2 |
«Человек из ресторана»
Пятый театр |
3 | 4 | — | 3 | 3 | 3,3 |
«Орфей и Эвридика» ТЮЗ | 4 | — | 5 | 4- | 3 | 3,9 |
«Любина роща»
Музыкальный театр |
4- | 3- | 5 | 1- | 2 | 2,7 |
«Маскарад» Театр драмы | ‘ 4+ | 4- | 4- | 3+ | 5 | 4 |
«Зори здесь тихие»
Музыкальный театр |
4- | 4 | 4 | — | 4 | 3,9 |
«Любина роща» — псевдопатриотический, претендующий на масштабность и историзм спектакль, по оценке критиков, оказался провалом года. 2,7 балла — это вам не шутка, тем более что никто из критиков не имел возможности посовещаться друг с другом перед выставлением оценок, но в один голос заявляли: «Лишь бы актеров не обидеть, играли же все-таки».
«Человек из ресторана» — инсценировка шмелевской повести о мелком человеке почему-то не пришлась по душе критикам и заработала только лишь 3,3 балла. Неудачи тоже нужно уметь сносить достойно: на один плохой спектакль выдавать пару хороших.
«Зори здесь тихие» — востребованный датой (9 Мая) спектакль оказался достойным 3,9 балла. Совсем неплохо для заказанного временем спектакля. Главное, что играли хорошо!
«Хитроумная влюбленная» — трехчасовая сказка о любви со страниц пьесы Лопе де Вега сошла на сцену ТЮЗа и осталась там, наверное, надолго, поскольку даже критикам понравилась (4,2 балла). Не знаю, не знаю, театральщина это, а не хороший спектакль.
«Орфей и Эвридика» — экзистенциальные размышления Жана Ануя по поводу вечной истории о двух влюбленных заработали 3,9 балла. Ну что ж, и критика иногда ошибается!
«Маскарад». Лермонтов и его замечательная пьеса на омской сцене, по оценкам критиков, заработала только 4 балла. Видите ли, не нравится им, что слишком много из московских спектаклей перенесли в этот омский. А по мне пусть переносят, лишь бы красиво и зрелищно было.
«Сон в летнюю ночь» Лицейского театра достойно занял второе место по количеству заработанных баллов (4,4). То ли критики оценили смелость помыслов (Шекспир все-таки), то ли режиссерские попытки освежить средневековый текст, то ли актерские работы… Спектакль понравился, и слава Богу. Всем критикам все равно не угодишь.
«Мещанин во дворянстве» — смелая прозаическая переделка Мольера, незаслуженно обиженная мэтром критического дела Сергеем Денисенко, еще найдет место в зрительских и критических сердцах, и ее рейтинг повысится.
И, наконец, лидер нашего блиц-опроса — предпоследняя премьера театра драмы «Приглашение на казнь» — 4,9 балла! Это успех, друзья мои. Все критики единодушно решили, что ничего лучшего в 2000 году не было. Заслуженные овации — режиссеру и актеру. Браво!
Марина Воронович
«Коммерческие вести», №1 / 11 января 2001 г.