Девятый сезон Лицейского
30 мая Драматический лицейский театр прощался со зрителями. Традиционно до осени, пьесой А. Пояркова «Татарин маленький». Сложным, психологически тонким произведением, с удивительным вкусом и тактом проявляющим все темные стороны человеческой сущности: зависть, трусость, хамство, лицемерие… Не будем повторяться о талантливой игре актеров Лицейского, о профессионализме режиссера и актуальности репертуара («МК в Омске» регулярно знакомит читателей с новинками театра). Да и как можно спорить с мнением истинных профессионалов? В течение сезона Лицейский долбили не единожды, причем отменно злыми словами. Потом, правда, хвалили… — и снова ругали. Короче, к единому мнению уважаемые критики не пришли. И как тут не вспомнить, господа читатели, притчу о маленьком Моцарте, заласканном слушателями, критиками и сильными мира сего. Отроку Моцарту всего этого уже не досталось… Детям-виртуозам зрелость не прощают! (Из беседы с главным режиссером театра Вадимом Станиславовичем Решетниковым)
— Вадим Станиславович, вы открывали сезон и закрываете его спектаклем «Татарин маленький». Изменилось ли отношение к спектаклю режиссера и актеров, что нового вы увидели в пьесе?
— Классный вопрос, и мне кажется, что он созвучен с вопросом о существовании нашего театра. В этом сезоне много чего было. И хвалили нас, и ругали. Но, как говорится, всегда, когда есть физиономия, кому-то она нравится, а кому-то нет! «Татарин маленький» — спектакль очень профессиональный, на этом уровне мы еще не работали, и там заняты только те актеры, которые у нас много лет работают. Тот спектакль, который был в начале се зона, и тот, который сейчас, — две большие разницы. И в этом тоже преимущество нашего театра, мы можем позволить себе год размышлений.
— Следующий год юбилейный?
— Да, 7 октября мы будем праздновать десятый сезон.
— Обычно к этому времени театры определяются с направлением и ведущим репертуаром, находят свой стиль игры. Лицейский уже наметил тот путь, которым пойдет дальше?
— Понимаешь, эти определения… в общем, любая идея, в том числе, театральная, основана на «я хочу», «мне нравится», «я буду делать то-то». Если мы будем брать только современную пьесу, а классику брать не будем, или пойдем в авангард, или будем ставить только русскую драматургию, считай, нормального театра у нас не будет. Все эти обязательства или взгляды на театр в лучшем случае паллиатив, это несерьезно! Мне, например, очень хочется сохранить идеи того русского театра, который был на заре прошлого века. Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров, Мейерхольд, Вахтангов. Как продолжатели — Товстоногов, Додин, Фоменко, Ефремов. Вот этапы большого пути русского драматического театра. И давайте загонять каждого из перечисленных товарищей в то, чего они не будут делать?! Мне очень хочется, чтобы актеры лучше чувствовали какие-то тонкости, противоречия, порывы, а современный человек весь состоит из этого. Не ездили, не ерзали на одной эмоции, как сплошь и рядом это делается в театре. Вот чему нужно научиться, а как это будет называться, я не знаю, да мне и неинтересно придумывать названия!
— Спектакль «Лисистрата» откладывается?
— Нет, я репетирую, уговорил Олега Малицкого, чтобы мы сделали пьесу по Аристофану. Малицкий назвал эту пьесу «Мужской разговор».
— Пьесу Филатова не стали брать?
— Мы ее прочли и дружно от нее отказались! Как и все пьесы Филатова, она годится для исполнения с эстрады артистом Филатовым.
— Когда мы встречались с вами в начале сезона, вы определили этот год как отборочный. Решали, что будете смотреть новых актеров, пробовать новые силы, Все получилось?
— Нет, видишь ли, к нам все труднее становится попасть. Ребята наши уже в определенном смысле владеют профессией, и новых нужно года два-три сначала «воспитывать», что мы и делаем, есть у нас такие люди. Но какого-то мощного вливания, к сожалению, не получилось.
— Ваша поездка в Петербург на фестиваль?
— Это был фестиваль «Рождественский парад». Мы познакомились с Алешей Поярковым (автором «Татарина маленького»). Почти сутки общались после спектакля, и я смею думать, что мы приложили руку к тому, что Поярков стал лауреатом фестиваля.
К вышесказанному добавим, что заслуженный артист России Вадим Станиславович Решетников получил звание лауреата фестиваля «Рождественский парад» за режиссуру и
сценическую работу.
Таша Папайя
«Московский комсомолец», 4-11 июня 2002 г.