Путь длиною в десять лет
Лицейский театр — самый молодой в Омске. Его называют восьмым театром города. В этом году он разменял свой первый десяток. По возрасту — школьник, а работает, как взрослый: со дня открытия подарил омичам около 25 премьер.
Сегодня мы беседуем с основателем и художественным руководителем Лицейского театра, заслуженным артистом России Вадимом Станиславовичем Решетниковым.
- Вадим Станиславович, с чего для вас начинался театр и связанная с ним режиссерская деятельность?
- Работал я бетонщиком, и никакой мечты попасть в театр у меня не было. В народный театр меня «затащила» любимая. В 1960 году я поступил в Новосибирское театральное училище, набиравшее тогда своих первых студентов. А с режиссурой все получилось случайно. Мне не очень нравились спектакли, в которых я играл. Я пытался исполнять роли так, как мне подсказывало внутреннее чувство. У меня стало вырабатываться собственное видение сценического рисунка. Вскоре меня заинтересовал вопрос: могу ли я это делать не на интуитивном, а на осмысленном уровне? Оказалось, могу. В Новосибирске я поставил свой первый спектакль. Тогда вывел для себя важную мысль: режиссер обязан знать, чего хочет. Он должен знать человеческую психику, чтобы своими спектаклями не утомлять окружающих. Если прошептать весь спектакль — зритель уснет, если прокричать — он уйдет. Потом мне стало интересно выстраивать осмысленные картинки, подбирать артистов. Оказывается, это процентов семьдесят успеха спектакля. Меня стал интересовать смысл спектаклей. О чем они, про что? Все эти вопросы волнуют меня и сейчас. Сегодня больше всего мне не хватает сотворчества, взаимоотношений на тонком уровне.
- Для того, чтобы создать театр, быть его бессменным руководителем, нужно иметь много сил и энергии. Если не секрет, откуда вы их берете?
- Вероятно, моя энергия дискретна. Период депрессии — период работы. Сначала идет процесс накопления, потом — освобождение. Часть энергии получаю от артистов. Это происходит тогда, когда чувствую от них отдачу.
- Артур Хайкин говорил, что до семи лет популярность театра растет, после чего начинается неизбежный спад. Как же Драматическому лицейскому театру уже одиннадцатый год удается оставаться на высоте, приобретать все большую популярность?
— Есть разные версии: 2, 3 года, 5, 7 лет. От кого-то я недавно слышал, что пик популярности театра приходится на 10 лет. Для каждого театра это число индивидуально, театр живет столько, сколько ему суждено прожить. Он существует тогда, когда актеры не знают, как сыграть свою последующую роль. А когда висит распределение ролей и режиссер может в точности представить свой будущий спектакль — значит, театр умер.
У нас особенный театр. Постоянно приходят новые люди, меняются актеры. Работая с молодежью, понимаешь, что у нее нет так называемого процесса застоя. От них не знаешь, чего ждать. Нет строгого предопределения. В этом весь интерес.
- Вадим Станиславович, в прошлой нашей беседе вы высказали мысль, что театр стремится к единству индивидуальностей. Иначе говоря, каждый актер должен быть индивидуален, и вместе они должны составлять единое целое. Сейчас Лицейский театр к этому близок. Как же удается этого добиваться?
- Существует конкурс, по которому школьники и студенты попадают в наш театр. У нас работают две студии — старшая и младшая, театральный клуб, которым руководит наш актер Вениамин Скосарев. Здесь они проходят хорошую школу, занимаются вокалом, хореографией. Но существует трудность, которая с каждым годом становится актуальней. Стал сложнее процесс адаптации в коллективе. Профессиональных актеров и новичков разделяет большое расстояние. У новых актеров меньше практического опыта и знаний, поэтому в спектаклях они «торчат», отличаются от других. Другое дело с актерами, которые работают в театре давно. Они могут играть в других театрах города и если и будут выделяться, то в лучшую сторону.
- Вы заговорили о трудностях. С какими еще сложностями сталкивается Драматический лицейский театр?
- Сложность в том, что сегодня на молодые головы обрушивается огромное количество соблазнов: ночные клубы, казино, рестораны… Со всем этим театр вступает в конкуренцию, которая с каждым годом возрастает. Но то, что наш театр нужен людям, подтверждает полный зрительный зал.
- Судя по репертуару, вы ставите и классику, и произведения современных драматургов. Чему отдаете больше предпочтение?
- Конечно, лучше общаться с высокой литературой, талантливыми драматургами, писателями. Трудно работать с зарубежными текстами — перевод не всегда соответствует подлинному варианту. Точно могу сказать, что в театре всегда должна быть хорошая литература.
- Слышала, что сейчас идет работа над спектаклем «Мужской вопрос» по мотивам древнегреческой комедии Аристофана «Лисистрата»…
- Этот спектакль будет особенным. Переложил его на современный лад актер Олег Ма-лицкий, автор сценариев многих капустников. За время действия взята наша сегодняшняя жизнь. В пьесе есть все: молодежный сленг, частушки «с перчиком», хулиганство. И речь идет совсем не о греках — о нас с вами. Лейтмотив пьесы: «Забыли мы, что нужно разговаривать». Премьеру спектакля зрители смогут увидеть в мае.
- В юбилейном сезоне уже прошла одна премьера — «Шантеклер» в постановке режиссера Александра Анатольевича Гончарука. Как вы можете оценить его работу?
- Спектакль «Шантеклер» по пьесе французского романтика Эдмона Ростана у Гончарука получился. Это его первая постановка вечернего репертуара. Раньше он работал только над детскими спектаклями. Я бы хотел, чтобы мои актеры работали с разными режиссерами. Интересно и тем, и другим. У меня была возможности работать с Сергеем Тимофеевым, он поставил современную комедию «Молодые люди». Кроме того, у некоторых актёров есть тяга к режиссуре. Может, кто-то попробует себя.
- Вадим Станиславович, у вас есть какая-то режиссерская мечта?
- Тяжелый вопрос… Когда я учился в театральном училище, мне очень хотелось сыграть Арбенина из Лермонтовского «Маскарада». Сыграл. После чего эта роль стала моей самой любимой. Видимо, поэтому есть мечта поставить на сцене Лицейского театра «Маскарад», но… время еще не пришло.
Наталья Коваленко