«Игры в театр»
Двенадцать человек задумали поиграть в театр, избрав для своих игр пьесу Эдмона Ростана «Шантеклер». Но это была не простая игра. Это был вызов. Кому? Судьбе пьесы. Театру. Самому Ростану. Ведь ни одна «игра» с «Шантеклером» еще не оканчивалась победой. Все попытки воплотить пьесу на сцене оказывались неудачными.
Парадокс. Ни одному художнику до сих пор не удалось поставить спектакль о судьбе художника. У всех на слуху попытка московского театра «Сатирикон» под руководством Константина Райкина. Райкин сделал яркое шоу, но даже он признается, что не доволен своим «Шантеклером».
Ростан написал аллегорическую пьесу о петухе, который верит, что своим пением зажигает зарю. В этом он видит свое предназначение. Кажется, что картины из жизни птичьего двора с его суетностью и сиюминутными интересами созданы автором специально для того, чтобы мы,
люди, смогли взглянуть на самих себя со стороны. Заслуженный артист России Александр Гончарук вместе с 11 актерами Лицейского театра использовал эту литературную основу, чтобы поговорить о самом дорогом для них — о театре. Они пытаются ответить на непростой вопрос: каким должен быть театр? Наверное, классическим. Или нет, лучше авангардным. А какой он сегодня? Его вид и содержание определяются потребностью публики. Эротическая мелодрама с пикантными подробностями, незатейливая клоунада, чтобы не загружать мозги, или легкий мюзикл. Театр разнолик. У него огромное количество масок, которые скрывают его истинное лицо. Все это — театр внешних эффектов, театр «потребительский», не отягощенный смыслом, театр для глаз. Но есть и другой — театр для сердца, тот, что питает дух и дает силы жить. Каждый зритель выбирает свое. А неумолкающие споры представителей разных направлений и теорий бесполезны и на самом деле напоминают пестрое птичье кудахтанье.
- Мне очень хотелось, чтобы в результате нашей игры в театр у зрителя родилось ощущение чистоты, наступил миг откровения, — рассказывает режиссер Александр Гончарук. -Антонен Арто говорил, что зритель на спектакле должен претерпеть некую «операцию», опасную не только для ума, но и для плоти, получить «ожог души». Театр необходимо воспринимать сердцем, чтобы в человеке проснулось нечто важное.
Насквозь пропитав «Шантеклера» метафорами, Гончарук попытался соединить в одном спектакле площадной театр и клоунаду, мюзикл и кабаре, элементы кукольного театра и театр ассоциаций, задействовав всего 11 актеров (главные роли исполняют Евгений Бабаш, Вениамин Скосарев, Наталья Мельникова, Юлия Швец).
— Работая над «Шантеклером», я убрал практически половину персонажей, присутствующих в пьесе, -поясняет Гончарук. — Мне кажется, что этот спектакль рассчитан на небольшое число актеров, которые могут играть образами Ростана. Что такое игра? Это возможность изменить себя. Я иногда ловлю себя на мысли, что в жизни что-то складывается не так, что я, возможно, ориентируюсь не на те ценности. Но когда я начинаю играть в театр, то понимаю, что он делает меня лучше, богаче, разнообразнее.
Наблюдая мир, Шантеклер наслаждается его красотой, ведь вдохновение для песни ему дает сама природа. Он создан для творчества, и в каждое свое «кукареку» вкладывает всю душу, веря, что он необходим миру. Безумец и гений одновременно. Художник. Творец.
— Не стоит бояться, что кто-то уже ставил спектакль на эту тему, — говорит Гончарук. — Нужно просто очень сильно заболеть материалом и делать свое дело честно.
Стоит заметить, что Константин Райкин знает об омском «Шантеклере». Его очень удивила трактовка Александра Гончарука, и он с нетерпением ждет кассету со спектаклем. К тому же режиссеры знакомы друг с другом. Теперь у них появилась новая тема для творческого диалога, и, возможно, результаты его окажутся неожиданными.
Валерия Калашникова
«Московский Комсомолец», 3-10 ноября 2004 г.