Трое и  гитара

                                               

Трое и  гитара

       Как только услышите: «А сейчас для вас споют актеры Лицейского театра», знайте: их наверняка будет трое. Нет, четверо. Четвертая – гитара. И исполнят они вам на три голоса что-нибудь хорошее. Так сложилось. В Лицейском поют почти все, но есть среди них группа самых поющих – Вениамин Скосарев, Евгений Бабаш  и Василий  Савинцев.

       Называть себя профессионалами в музыке они наотрез отказываются. Вспоминают, когда только пришли в театр, каждый, в принципе, немножко пел. Но слушать это могли разве что добровольцы. На первых порах и неформалам подражали, и под «Чайф» «подвывали» – в общем, кто на что был способен.

        Но в Лицейском над вокалом актеров работают очень серьезно. Поэтому «поющие» признаются, что всему научились именно здесь.

 

По душам

            Но прежде чем говорить о музыке, актеры спешат уточнить, что значит «поющий»: это человек, который более или менее развил свой слух, голос, владение инструментом, и для него не вызывает особых проблем выучить за короткий срок новую песню. Ребята убеждены: чтобы стать профессионалами в музыке, надо все время заниматься только этим. Поэтому свое творчество они называют актерским исполнением, или проще – разговором по душам.

            С того момента, как ребята «спелись», у них уже и репертуар свой выработался (тут много чего — и авторская песня, и рок-н-ролл), и даже два диска с песнями собственного сочинения и исполнения есть. В прошлые времена про таких сказали бы: барды. Сразу представляется тесная кухонька, вытянутый свитерочек, джинсики потертые и прочая советская романтика. У «поющих» актеров на это своя точка зрения.

— Да не в одежде дело, — утверждают ребята. – Просто это дает свободу.

— Наше поколение не знает романтизма шестидесятников, не имеет понятия, как жили тогда, откуда все родилось, — говорит Евгений Бабаш и его мысль подхватывает Вениамин Скосарев. —  Их песенная романтика появилась именно из-за отсутствия романтизма в жизни. Чтобы художник смог раскрыться, ему не надо создавать благоприятные условия, нужно только, чтобы в нем самом была искра. Сегодня этой искры нет, и молодых бардов у нас как таковых нет. Чтобы она появилась, недостаточно просто перепевать Визбора и других. Это надо пережить. А мы сейчас не можем понять, то ли все можно, то ли ничего нельзя, то ли вообще ничего не хочется. Мы просто еще не разобрались, как нам реагировать на то, что происходит вокруг.

Максимализм

— Да у вас, я смотрю, глобальные взгляды на мир!

— А у нас еще максимализм не выветрился, — заявляет Вениамин. Более того, у нас – продуманный максимализм!

— Это как?

— Это значит, что я признаю свой максимализм, вижу все его плюсы и минусы, но продолжаю двигаться по этой дороге, потому что это дает мне энергию. Ведь в юношеском максимализме что хорошо?..

— …Да чего в нем хорошего? Прыщи на лице, — вклинивается в рассуждения Скосарева Бабаш, сводя на нет всю серьезность разговора.

— Максимализм – это заряд, — продолжает Вениамин.

— Ага, а после тридцати появляется опыт и ты перестаешь людям доверять, — вставляет Женя. — Лично я максимализм уже преодолел. Вот так незаметно подкралась старость…

Оружие?

            Женя и Вениамин делятся своим мнением в два голоса, как будто песню поют. Василий вступает редко…

— Как-то в поезде ехал, вдруг взял гитару, начал напевать. Смотрю, люди стали подходить, слушать, — вспоминает Бабаш. – У меня дома до сих пор моя школьная гитара лежит. Уже лет 15 на ней играю. Все мечтаю хорошую купить…А ты, Василий, не отмалчивайся, — поворачивается он к Савинцеву.

— Когда я стал учиться на гитаре играть, — начинает Вася, — брат мне все говорил, что, мол, к гитаре с душой надо подходить, тогда и она тебе душу откроет. Наверное, по-настоящему научиться играть можно только тогда, когда есть большое желание, а на одной технике далеко не уедешь.

— Но вы же понимаете, что гитара – опасное оружие, особенно в отношении впечатлительных девушек. Они легко этим соблазняются…

— Да они сегодня, по-моему, и без гитары легко соблазняются, и от инструмента вообще мало что зависит, — улыбается Вениамин. – А если серьезно, то у каждого из нас были в жизни ситуации, когда песня под гитару в компании помогала людям быстрее открыться, делала атмосферу теплее. Это естественно, если ты поешь для души, а не для того, чтобы показать, какой ты талантливый. 

— Когда раньше парень с гитарой выходил на улицу, это было событием всего двора, — добавляет Василий, — все собирались вокруг него. А сейчас это кого-то может просто раздражать, даже если ты поешь хорошо.

— Значит, девушку игрой на гитаре вам завоевать не трудно. А если она сама берет гитару и начинает петь, вы бы «соблазнились»?

— Запросто! (ответили сразу и практически хором!). Женщина ведь тоже может классно играть. Конечно, если только это не скрябанье по струнам с тоскливым взглядом.

Говорить о музыке актеры могут долго, но признаются, что и от нее можно устать. Василий до получения «корочки» годик не дотянул, Женя – наоборот – только год и смог в «музыкалке» выдержать. А Вениамин утверждает, что из них троих он играет на гитаре хуже всех, хотя азы ему безусловно знакомы. Кстати, папа у него – профессиональный музыкант, ну а сам Скосарев сейчас мечтает научиться играть на трубе. Одним словом, гитару актеры берут в руки часто. Для песни повод не нужен. Главное, чтобы душа хотела…

Валерия Калашникова

«Омский взгляд», 11августа 2004 года