Самый долгий «разговор»… или «Давай с тобой поговорим» на пивных ящиках!
Даже в самом молодом театре Омска — Лицейском театре — юбилеи отнюдь не редкость: спектакль «Давай с тобой поговорим» был сыгран в 150-й раз.
Краткая информация тем, кто за семь лет (спектакль был сыгран впервые в 1997 году) так и не принял приглашение поговорить. В основе постановки лежит авторская песня, все полтора часа актеры хором, поодиночке или дуэтом поют под гитару. Минимум декораций, тепло и даже какая-то домашность, что, впрочем, положено музыке бардов. Поначалу и вовсе кажется, что студенты собрались действительно просто поговорить о чем-то своем, ими созданном. Несмотря на то что на спектакле присутствовали даже школьники младших классов, создается впечатление, что обращен он все-таки к студентам. Об этом и о многом другом мы поговорили с ведущими актерами Лицейского театра Вениамином Скосаревым и Евгением Бабашем.
Кор.: А как вы сами относитесь к авторской песне?
В. С: Ну не скажу, чтобы я с ума сходил. Я, вообще-то, очень люблю джаз как музыкальное направление. В бардовской песне меня привлекает поэзия. Не знаю, можно ли отнести к бардам того же Окуджаву, но для меня это пик авторской песни. «Иваси» только перепрыгнули, они стали делать какие-то сложные вещи, гармонию.
Кор.: Спектакль, сыгранный в день премьеры, чем-то отличается от сегодняшнего?
B.C.: Этот вопрос всегда задают, когда сыграешь 150 спектаклей. Про любой спектакль спрашивают: «Отличается?» Конечно, отличается! Рассказывать очень долго, чем они отличаются. Первоцвет есть первоцвет. Песни эти звучали впервые, да и волнение было другое, другого качества, энергия другая. Сейчас, естественно, все меняется. Привыкаешь к песням, привыкаешь к работе. Ну, стараться нужно себя «вздергивать». Как говорят, цитата знаменитая для актера: «Каждый раз — как последний». Не скажу, что у меня всегда это получается. В этом спектакле все-таки обязательно надо это учитывать, потому что песня фальши не терпит, тем более такая. Это не включил плюсик и пошел рот открывать. Не подторгуешь, в общем, не подменишь.
Кор.: Может ли настроение актера влиять на его роль? Или здесь, как в аптеке, ничего менять нельзя?
В. С: Я думал, никаких изменений вносить не нужно, все должно идти, как было. Теперь понимаю, что нет. Все-таки человек всегда меняется, каждую минуту, а тем более — актер, он вообще может каждую секунду меняться, как вода. Нужно, конечно, не выносить весь свой багаж, грусти или тоски какой-то, но всегда к этим вопросам, которые на спектакле поднимаем мы через песни для себя, нужно мое отношение.
Кор.: Спектакль называется «Давай с тобой поговорим». Кто же является участником беседы?
Е. Б.: С одной стороны, это зрители, которые пришли на спектакль, которые постоянно меняются. А с другой — мы. Не в смысле актеры, а мы как выразители какого-то определенного настроения. Мы как представители, если хотите, сегодняшнего молодого поколения. Но это все ерунда, это как-то пафосно звучит.
В. С: Да, молодежное — не очень звучит.
Е. Б.: Ну, в общем, пусть те девять человек, что стоят на сцене, это и есть мы, свое частное мнение выражаем.
Кор.: А как долго может просуществовать спектакль?
Е. Б.: Если хороший, если он живой, то сколько угодно. А если спектакль стареет, его надо снимать, даже если он всего десять раз отыгран. Да, Вениамин?
В. С: Я полностью поддерживаю.
Кор.: Что значит «спектакль стареет»?
Е. Б.: То есть у тебя лично, и как у актера, и как у человека, не вызывает уже тех эмоций, живых, настоящих. Отыграл свою роль по схеме и пошел. Если такое отношение к своей роли, к спектаклю, то, значит, пора снимать.
Кор.: Что бы вы изменили в спектакле, чтобы сделать его более актуальным?
Е. Б.: Его надо, пожалуй, сделать менее пафосным. Нам предложили его на ящиках из-под пива играть — весь пафос исчезнет. Мы станем живыми и понятными для зала (А. М. — пересели на пивные ящики и сразу стали понятными…).
В. С: Бардовская песня родилась где? Во дворе она родилась, у костра.
Е. Б.: На кухне.
В. С: На кухне, во дворе, на пивных ящиках. Соответственно, поэтому идея и возникла.
Кор.: Евгений, есть ли у вас любимые строки в спектакле?
Е. Б.: Мне нравится «Но открывается другим все то, что близким берегут…». Мне кажется, так случается каждый день в нашей жизни.
Анна Мезенцева
Июнь 2004 г.