«Приказано — ВЫЖИТЬ!»

«Омск должен гордиться уникальным Лицейским театром, обязан беречь его!..»

(Алла Лапина, театральный критик, Екатеринбург)

«Нравственность актёров-«лицеистов» выше «среднестатистической» профессиональной нравственности нашего российского театра».

(Виктор Калиш, театральный критик, Москва)

 

«Приказано — ВЫЖИТЬ!»

Наверное, по-разному воспримется этот заголовок разными людьми. Но лично мне «ситуация» 2005-го в Лицейском драматическом театре видится именно так, как сформулировано в заголовке. Нет, им, «лицеистам» никто не отдавал такого приказа — «выжить». Просто всё, что обрушил на них уходящий год, поставило театр именно в ситуацию творческого и психологического выживания, начиная с апреля, когда случилась трагедия: не стало талантливейшего 27-летнего Вениамина Скосарева, актёра-лидера Лицейского…

Вскоре, «по собственному желанию», оставил театр «коренной лицеист» (и тоже актёр-лидер) Евгений Бабаш. Покинула город ведущая актриса Юлия Швец. На полгода, по болезни, «выпала из репертуара» ещё одна лицейская «звёздочка», занятая практически во всех спектаклях… Все актёры — «штучные». Актёры-Личности (из тех, благодаря которым сказал однажды о Лицейском один из лучших театроведов России: «Это абсолютно профессионально организованная труппа и профессионально выстроенный, конкурентоспособный театр»).

Знаю, что буквально опустил руки Вадим Решетников (основатель и художественный руководитель Лицейского, заслуженный артист России, Лауреат Омского областного конкурса «Лучшая театральная работа», Лауреат санкт-петербургского «Рождественского парада» в номинации «За высокий профессиональный уровень режиссуры и педагогическую деятельность»). Знаю, что он каждодневно словно заклинал самого себя: «Из любого положения есть как минимум два выхода: стиснуть зубы — и вперёд, либо… Нет! Никаких «либо»! Главное — дело! Главное — ребята!»… Более десяти актёрских вводов (замен) сделал Решетников, да каких (практически все — центральные роли)! И ещё, стиснув зубы, навсегда расстался с лучшими спектаклями — «Дама-привидение», «Шантеклер», «Татарин маленький» (последний — как никакой другой — стопроцентно «штучный», незаменимый по актёрским работам: на сцене правили бал Веня Скосарев, Женя Бабаш и Юля Швец)…

…И в октябре Омский Лицейский драматический открыл 12-й сезон. Они начали второй этап своей творческой истории, трудно, но начали; на «вечернюю» сцену вступило второе лицейское поколение актёров, и переполненные залы уже аплодируют им стоя; как и раньше, более 200 «лицеистов» в разновозрастных актёрских группах проходят «театральную школу» под руководством профессиональных режиссёров-педагогов… И я вспоминаю, как однажды бывший омич, столичный театральный критик Виктор Калиш изумлённо сказал: «В Лицейском решена самая большая проблема русской национальной сцены. Ведь у нас актёр обретает самостоятельные роли где-то к 25 годам, а в Лицейском актёры начинают значительно раньше, и они гораздо ближе к тому материалу, который ложится в основу спектакля… Артисты этого театра «прозрачны», и это качество уникально, оно носит художественно-профессиональный характер».

…Они выжили! И я имею честь сказать им «Браво!» — вослед за городом, который бережно сохраняет уникальный и не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире Омский Лицейский драматический театр.

Сергей Денисенко,

 «Бизнес Курс», №46 / 2005