Ожог души
Несмотря на то, что премьеру Лицейского театра зрители увидели еще осенью, эксперимент под названием «Шантеклер» до сих пор не завершился. Прошло почти полгода, а режиссер не перестает вносить в спектакль изменения.
ОПЫТ «Шантеклера» с его дерзкой попыткой «игры в театр» вышел далеко за пределы камерной сцены Лицейского. Он превратился в игру с самим театром, с творчеством, с культурой. 12 актеров вместе с режиссером, заслуженным артистом России Александром Гончаруком попытались разобраться в том, что же такое настоящий Театр.
В поисках истинности театр сегодня перепробовал многое. За пеной слов и дешевыми слезами уже не видно сути. Сладкие цветные картинки сменяет мелькание черно-белых кадров, пресыщая публику, путая ее мысли и усыпляя душу. Остановка внутреннего движения равна смерти, и тогда зрители, актеры и их персонажи, отделяясь друг о друга, уходят в свои собственные непонятные монологи.
Замечательный повод для игры. В центре эксперимента — судьба того, кто, как ребенок, верит, что есть в этом мире место высокому и светлому. Он — Шантеклер. Петух, который убежден, что без его крика не встанет заря. Творец-идеалист. Он весел и красив, и шаг его воздушен. Но поет не для общих восхищений, а для того, чтобы день торжествовал над тьмой. В своем великом служении Шантеклер готов пожертвовать всем. Он выдержит что угодно — изгнание и фанатизм, ненависть и предательство. Не перенесет только одного — осознания собственной ненужности.
Но его искренняя романтика перебивается другим голосом, обывательским голосом жизни — безошибочным и бескомпромиссным, который с изрядной долей цинизма, без лишних хлопаний крыльями, утверждает простую истину. Эттэншн, господа! Мы потребляем, применяем, насыщаемся, словом, используем в своих целях все, что видим вокруг. Поднимем-ка занавес, да побыстрее. Люди заплатили деньги и хотят видеть шоу. Так дайте им то, чего они хотят!
Но как бы ни старался «заклевать» Шантеклера его соперник-Дрозд, победы над Петухом ему не дождаться. Когда увидишь смерть мечты желанной, ты должен умереть или стать еще сильней. Шантеклер с его жизнеспособностью знает об этом. Дрозд — нет.
В спектакле нашлось место всему, что во многом определяет сегодняшний день: легкому мюзиклу, шумному кабаре, шоу со спецэффектами «на публику», словом, всем атрибутам «массовости». Это — поверхность, первый слой «игры», такой тяжелый и пыльный, что поднимать его, кажется, нет никакого желания. Но, прислушавшись к внутреннему голосу, понимаешь, что под ним спрятано нечто ценное, цельное и чистое, как поцелуй ребенка. И зритель начинает осторожно погружаться внутрь, снимая слой за слоем. Он уже попался в силки, в ловушку собственного сердца, умело расставленную режиссером.
— Мне очень хотелось, чтобы в результате нашей игры в театр у зрителя родилось ощущение чистоты, наступил миг откровения, — рассказывает Александр Гончарук. — Антонен Арто говорил, что зритель на спектакле должен претерпеть некую «операцию», получить «ожог души». Театр необходимо воспринимать сердцем, чтобы в человеке проснулось нечто важное.
Игрок или наблюдатель — это не имеет значения. В истинном Театре условие для всех одно: сгореть, без страха предать душу огню чувства. Он очистит и возродит ее, наладив работу внутреннего механизма, того волшебного колесика, ход которого обеспечивает жизнь. «Шантеклер» нашел ответ на вопрос, что такое настоящий Театр. Созданный из потока противоречивых чувств и эмоций, он рождается внутри каждого зрителя, в недрах его души. Именно здесь — начало всех истин.
Валерия Калашникова
«Аргументы и факты», №13 / 2005 г.