Что остается от сказки?..

Какое счастье, что в драматическом Лицейском театре такой маленький (всего на 75 зрителей) зрительный зал! Какое счастье, что на юбилейный вечер и на премьеру спектакля «Шантеклер» попали только самые эмоционально уравновешенные и подготовленные зрители, Самые- самые стойкие и закаленные друзья театра.

 

Когда со сцены на тебя движет­ся мощная волна творческой энергии, риск утонуть в сво­их эмоциях, ассоциациях или сле­зах (есть пока еще сверхчувстви­тельные натуры!) весьма высок. Когда сцена от тебя на расстоя­нии вытянутой руки, и актер, гля­дя тебе в глаза, просит сказать «просто петух» — невозможно сде­лать вид, что ты здесь случайно и вообще это твоя спутница без те­атра жить не может, а ты так, по случаю зашел…

Теперь о птичках. Эдмон Ростан, «Шантеклер». Пьеса необы­чайно красивая, поэтичная, удиви­тельно современная, хотя написа­на в 1910 году и невероятно слож­ная в постановке. Настолько сложная, что обросла со времени создания театральными легенда­ми и суевериями. Только ли в том дело, что для рассказа о судьбе Поэта Ростан выбрал странное, на первый взгляд, место — куриный двор, и все действующие лица этой истории — птицы и животные? Ка­кой магнит, спрятанный в ней, при­тягивает режиссеров и заставляет идти на этот рискованный шаг — ста­вить «Шантеклера» снова и снова?

Еще свежи в памяти заядлых теат­ралов воспоминания о «Шантеклере» в постановке Константина Райкина в московской «Сатириконе». Крити­ки уже тщательно взвесили, чего в этом «драматическом шоу» (так обо­значен жанр спектакля) было боль­ше шоу или драмы. Как было сказа но в одной телепередаче: «Восемнад­цать тонн завораживающих декора­ций способны привести в восторг любого зрителя». Много музыки, мно­го перьев и…яиц, а как же иначе? У «шоу» про птиц свои законы.

В Лицейском театре пошли дру­гим путем. Во-первых, камерная сцена диктует свои условия. Во-вторых, в пьесе Ростана около тридцати персонажей, а в основ­ной труппе Лицейского театра ше­стнадцать актеров, из них в спектакле занято одиннадцать. В-треть­их, в этом есть особый азарт, сде­лать все по-своему, по-Лицейски. Начиная работу над «Шантекле­ром», режиссер-постановщик зас­луженный артист России Алек­сандр Гончарук предполагал, что его спектакль будет аскетичным, эдаким «театром на досках». Но ос­троумные, изящные костюмы оби­тателей «курятника», удивитель­ные декорации, придуманные ху­дожником-постановщиком Серге­ем Федоричевым, и музыка Сергея Шичкина, видимо, внесли свои кор­рективы в эти планы. «Шантеклер» Лицейского театра получился яр­ким, живым, эмоциональным, на­полненным звуком, светом и поэтическим настроением. Игру ак­теров, выясняющих по ходу дей­ствия, какой театр необходим се­годня, можно назвать то хулиган­ской, то завораживающей, то щемящей. А порой просто непонятно, игра это или жизнь.

Заставляя зрителя слушать по­этический текст Ростана, режис­сер не обещает ему «легкого и приятного просмотра». После спектакля остается чувство, что ты активно работал: сопережи­вал, думал, чувствовал, любил, жил вместе с героями спектакля. Но такая работа всегда только на пользу — после нее душа наполня­ется легкостью, радостью, жела­нием петь и лететь.

Почему люди не летают? Все возможно.

Нина Саранча,

Зав. литературной частью

Лицейского театра