Что остается от сказки?..
Какое счастье, что в драматическом Лицейском театре такой маленький (всего на 75 зрителей) зрительный зал! Какое счастье, что на юбилейный вечер и на премьеру спектакля «Шантеклер» попали только самые эмоционально уравновешенные и подготовленные зрители, Самые- самые стойкие и закаленные друзья театра.
Когда со сцены на тебя движется мощная волна творческой энергии, риск утонуть в своих эмоциях, ассоциациях или слезах (есть пока еще сверхчувствительные натуры!) весьма высок. Когда сцена от тебя на расстоянии вытянутой руки, и актер, глядя тебе в глаза, просит сказать «просто петух» — невозможно сделать вид, что ты здесь случайно и вообще это твоя спутница без театра жить не может, а ты так, по случаю зашел…
Теперь о птичках. Эдмон Ростан, «Шантеклер». Пьеса необычайно красивая, поэтичная, удивительно современная, хотя написана в 1910 году и невероятно сложная в постановке. Настолько сложная, что обросла со времени создания театральными легендами и суевериями. Только ли в том дело, что для рассказа о судьбе Поэта Ростан выбрал странное, на первый взгляд, место — куриный двор, и все действующие лица этой истории — птицы и животные? Какой магнит, спрятанный в ней, притягивает режиссеров и заставляет идти на этот рискованный шаг — ставить «Шантеклера» снова и снова?
Еще свежи в памяти заядлых театралов воспоминания о «Шантеклере» в постановке Константина Райкина в московской «Сатириконе». Критики уже тщательно взвесили, чего в этом «драматическом шоу» (так обозначен жанр спектакля) было больше шоу или драмы. Как было сказа но в одной телепередаче: «Восемнадцать тонн завораживающих декораций способны привести в восторг любого зрителя». Много музыки, много перьев и…яиц, а как же иначе? У «шоу» про птиц свои законы.
В Лицейском театре пошли другим путем. Во-первых, камерная сцена диктует свои условия. Во-вторых, в пьесе Ростана около тридцати персонажей, а в основной труппе Лицейского театра шестнадцать актеров, из них в спектакле занято одиннадцать. В-третьих, в этом есть особый азарт, сделать все по-своему, по-Лицейски. Начиная работу над «Шантеклером», режиссер-постановщик заслуженный артист России Александр Гончарук предполагал, что его спектакль будет аскетичным, эдаким «театром на досках». Но остроумные, изящные костюмы обитателей «курятника», удивительные декорации, придуманные художником-постановщиком Сергеем Федоричевым, и музыка Сергея Шичкина, видимо, внесли свои коррективы в эти планы. «Шантеклер» Лицейского театра получился ярким, живым, эмоциональным, наполненным звуком, светом и поэтическим настроением. Игру актеров, выясняющих по ходу действия, какой театр необходим сегодня, можно назвать то хулиганской, то завораживающей, то щемящей. А порой просто непонятно, игра это или жизнь.
Заставляя зрителя слушать поэтический текст Ростана, режиссер не обещает ему «легкого и приятного просмотра». После спектакля остается чувство, что ты активно работал: сопереживал, думал, чувствовал, любил, жил вместе с героями спектакля. Но такая работа всегда только на пользу — после нее душа наполняется легкостью, радостью, желанием петь и лететь.
Почему люди не летают? Все возможно.
Нина Саранча,
Зав. литературной частью
Лицейского театра