Энергетика «Шантеклера»
О том, что осенняя премьера спектакля «Шантеклер» проявила новую грань Лицейского театра, сегодня говорят многие. Эту работу называют открытием — ярким, цельным и во многом неожиданным.
Театр не имеет права быть скучным, он должен потрясать, быть всегда напряженным, оригинальным и непредсказуемым…
НЕОБЫЧНО долгий творческий процесс создания «Шантеклера» охватил целых девять месяцев. «Спектакль выносили как ребенка», — заметил однажды режиссер, заслуженный артист России Александр Гончарук. Для того чтобы «поиграть в театр», он задействовал большую часть труппы Лицейского, а актер Вениамин Скосарев не только стал исполнителем одной из ключевых ролей, но выступил еще и в качестве помощника режиссера. После того, как спектакль увидели зрители, Вениамин сыграл его всего три раза. Потом актер попал в больницу, где находится уже третий месяц. Силой обстоятельств он оказался вне дискуссий и обсуждений «Шантеклера». Несправедливо. Поэтому корреспондент «АиФ» навестил Вениамина Скосарева в больнице, чтобы поговорить о спектакле, о его роли, словом, о самом дорогом для актера — о театре.
Диалог состоялся
— В РЕЗУЛЬТАТЕ работы над «Шантеклером» у нас получилось самое главное — создать ансамбль, — говорит Вениамин. — Каждый режиссер, стремясь к сотворчеству с актером, по своей природе все же авторитарен. Это как два человека, которые разговаривают на разных языках. Задача актера – выучить язык режиссёра, чтобы в дальнейшем понимать, чего он хочет. А режиссер, выстраивая свою концепцию, должен сделать все, чтобы объяснить актеру этот язык, иначе их диалог не состоится. Получится так, что режиссер выстроил мысль, а донести ее до зрителя не сумел. Но я могу сказать, что в «Шантеклере» этот диалог полностью состоялся.
— Практически все актеры признают, что на первых же репетициях столкнулись с чем-то принципиально новым и непривычным для них...
— Я думаю, что метод, который Александр Гончарук избрал для создания «Шантеклера», он сам открывал для себя вместе с нами. Сразу возникло множество путей, и процесс работы был в некоторой степени сумбурным, но именно в этом и заключается его прелесть. Когда нам было что-то не понятно на репетиции и мы задавали ему вопросы, чтобы разобраться, он не всегда мог нам четко ответить. Он осознавал это на уровне эмоций, а конкретных слов часто не мог подобрать. Для нас такая система общения была непривычной, ведь мы тогда еще не знали его режиссерского языка. Но именно в этой эмоциональности и сумбурности скрывается самое важное, какая-то внутренняя буря, которая делает наш театр сродни итальянскому, даже экспрессионистическому. На сдаче, а потом и на премьере, появилось ощущение настоящего полета, потому что репетиционный сумбур в конечном итоге вырос в нечто крепкое и органичное. Наверное, это произошло еще и потому, что режиссер сам очень органичен.
- У тебя, как у помощника режиссера, вероятно, была определенная свобода?
— Конечно, свобода есть всегда. Что касается моего персонажа, то я, как мне позже признался Александр Анатольевич, предложил совсем другое решение, которое, тем не менее, его устроило. Режиссер вправе не принять чужую идею. Но если она способна обогатить спектакль, то нет смысла от нее отказываться.
- Когда было решено, что «Шантеклер» будет именно «игрой в театр»?
— Эта идея практически с первых дней витала в воздухе. Мы начинали с каких-то неожиданных этюдов, с поиска, с открытия этой самой игровой природы. Что представляет из себя театр? Откуда появляется в нём игровое начало? Нам было интересно искать ответы на эти вопросы, пытаться самим создать новую органику. Ведь играть — это и значит искать. Это же настоящий кайф! Я сыграл всего три спектакля, но за это время успел почувствовать кураж.
Философия
- ТЕБЕ никогда не хотелось сыграть в «Шантеклере» другого персонажа?
Нет. Зачем? Дрозд — это ключевая роль (я считаю ее своим актерским достижением)! Когда на репетиции мы делали этюды, каждому было предложено сыграть Шантеклера. Я отказался, не захотел даже пробовать.
- Но ведь это могло помочь лучше узнать своего героя?
- Я знаю о нем все. Конечно, это знание пришло не сразу, и в начале возникали некоторые сложности. Но сейчас я знаю его лучше, чем когда-либо. Это тот герой, для которого уже давно, как поется в нашей песне, «вся прелесть ожидания пропала». Дрозда нельзя назвать злодеем, это персонаж со своей философией. Он не понимает и не признает весь этот «поэтический театр», всю эту розовость. Это тот, кто легко управляет вниманием окружающих, потому что знает: люди всегда будут любить гладиаторские бои и получать удовольствие от реалити-шоу. Вот она, логика. И Дрозд здесь честен, потому что он не скрывает своих взглядов и не верит, что человек способен освободиться от всего этого. По той же причине он не принимает и созидательную энергию Шантеклера. Что мне сказать человеку, который меня никогда не поймет и которого никогда не пойму я? Дрозд и Шантеклер — два разных взгляда не только на театр, но и на культуру вообще.
- Сейчас на роль Дрозда введен Игорь Мельников. Вам не удалось обсудить с ним эту тему?
- Нет. У Игоря получился другой Дрозд, и это очень хорошо. Было бы не правильно, если бы он старался воспроизвести то, что делил я. Естественно, нужно сохранить узловые моменты, но все остальное он должен придумать сам — найти интересные ходы и осуществить свой индивидуальный поиск.
- А что ты, как зритель, ждешь от театра?
— Я редко хожу в театр. Сегодня он стал каким-то тяжеловесным. Если спектакль можно объяснить нормальным легким языком, значит, это настоящий шедевр, который способен вызывать эмоции. Театр не имеет права быть скучным, он должен потрясать, быть всегда напряженным, оригинальным и непредсказуемым.
Валерия Калашникова
«Аргументы и факты», №3 / 2005 г.