«Жизнь – штука ровная»
Актёр и режиссёр Вадим Решетников отмечает юбилей
«Театр — его вечер, его ночь, его лялечка. Таких театров просто нет. Детей, которые приходят заниматься к нам в студию, не обманешь. Они сразу чувствуют фальшь. А тут приезжают в театр за час до репетиций, придумывают этюды, да и с занятий уходят с неохотой. У Вадима Станиславовича есть редкий дар заряжать людей собственной энергетикой. Глядя на вдохновленную молодежь, нам и самим жить хочется». Эти слова директора Лицейского театра Елены Николаевны об одном из уникальных омских театров и его главном режиссере Вадиме Решетникове, который в минувший четверг отметил свой 65-летний юбилей.
- Как возникла идея создания Лицейского театра?
- Замысел организовать театральную студию на базе лицея №66 возник в начале 90-х годов. История здания нашего театра непроста — это бывший детский садик, закрытый по причине падения рождаемости. Потом здесь был спортивный клуб «Романтика», кстати, с
совсем даже неромантической обстановкой: на первом этаже крысы бегали, на втором — вода лилась… Я сказал директору лицея №66: «Давайте организуем здесь театр». Но в ее понимании это была одна комната, а в моем – целое здание. Здесь наши мнения расходились, но мне это казалось само собой разумеющимся. В том, что мы оказались здесь, я благодарен предыдущему мэру города Валерию Рощупкину, который смог поддержать нас в этих начинаниях. Возведение театра почти на пустом месте — дело нешуточное: реконструкция
здания обошлась нам в четыре миллиарда неденоминированных рублей. Пришлось ломать два этажа, организовать пристройку к театру. - Насколько трудно было новому театру приобрести популярность у омского зрителя, завоевать авторитет?
- Все это пришло само собой. Если говорить о наших актерах, то мы все постепенно сами чему-то учились, что-то стали уметь делать. Что касается наших зрителей, то скорее всего вам нужно спросить у них. А я, в свою очередь, замечу, что у нас на спектаклях всегда проходят аншлаги, причем один и тот же спектакль может идти в 200-тый или сотый раз и собирать при этом полные залы.
— Пригодился ли вам актерский опыт в режиссерской деятельности?
— Конечно, я ведь не только объясняю, я еще и показываю, проживаю на сцене все то, что должен сыграть каждый актер, то есть играю!
— Испытываете ли вы волнение перед премьерой спектакля?
— Конечно! Я не могу сидеть в зале во время премьеры, я хожу-брожу по театру.
Я ведь лучше всех знаю, что не сыграли мои актеры. Потом уже смотрю спектакль, после которого мы обсуждаем, устраиваю им «разбор полетов».
— Есть ли у вас любимые постановки или те спектакли, за которые вы испытываете гордость?
- Видите, дело в том, что я лучше остальных вижу недостатки в своих спектаклях. Мы любим что-то не за то, что нам делают, а за то, что мы делаем. Мои чувства и чувства зрителей могут все-таки отличаться. Зрители ведь считают, что так все и было задумано, а для меня это всегда неудача.
- По какой системе вы отбираете актеров на свои спектакли?
- Для меня, как режиссера, важна, прежде всего, индивидуальность актера. Я не согласен с утверждением, что серое начинает выигрывать. В театре это не работает. Ведь что такое серое? Это человек без лица. Театру нужны такие люди, на которых достаточно одного взгляда, чтобы запомнить их раз и навсегда, надолго. Ну и, конечно же, нами учитывается фактор внешней привлекательности. Научить актерскому мастерству можно, а сделать человека красивым невозможно. В детские студии набор у нас достаточно демократический, как правило, принимаются практически все. А потом идет, если можно так назвать, естественный отбор, кто-то находит себя в другой деятельности, кто-то — сильнейший — остается. Помню, мои первые актеры были такие коряги! В этом же году, когда мы приехали на гастроли в Ленинград, там не поверили, что ни у кого из моих подопечных нет специального образования, потому что наши актеры не смогли оставить в зале у зрителей ощущения любительского театра, все было профессионально.
- Каким авторам отдает предпочтение режиссер Лицейского театра Вадим Решетников при выборе постановки: современным или классическим?
- Я бы сказал, что мы стремимся к гармонии и стараемся соблюдать равновесие при постановке современных и классических пьес. Диапазон разыгрываемых в театре спектаклей широк: это и Островский, и Булгаков, и Блок, и комедия «плаща и шпаги» по Тирсо де Молине «Ревнивая к себе самой», и Сологуб «Беда от нежного сердца».
Сейчас мы читаем современных авторов, но это драматургия все больше ниже пояса, пока трудно выбрать что-то подходящее. Помню, смотрел в БДТ еще при жизни Товстоногова «Дачников». Играли Юрский, Лебедев. И вы знаете, у меня это произведение оставило массу эмоции, и его я помню до сих пор — удивительная гармония мастерства и культуры. Я считаю, что единственное, что нельзя сыграть на сцене — это культура. Там это было так уместно и так точно. Сидишь и чувствуешь всю полноту своих неумений. Мы с товарищем потом шли пешком от театра БДТ по Невскому проспекту. Было ощущение прикосновения к чему-то святому. Я люблю Петербург, но сейчас он в одних этикетках, рекламе, а в советское время был в красных флагах.
— Не возникало ли в связи с этим у вас желания переехать в другой город, в тот же Петербург?
— В свое время у меня была такая возможность, но ею не воспользовался по той простой причине, что я – коренной сибиряк. Я физически чувствую, когда переваливаю Уральский хребет, там, за этой чертой, даже люди другие, а мне ближе Сибирь.
— Возвращаясь к вопросу о современном театре вообще, можно ли утверждать, что подчас в погоне за зрителем режиссеры, что только не придумывают, пытаясь любыми способами удержать внимание аудитории. Не самые приличные шутки давно стали привычным делом, особенно на провинциальной сцене.
- Театр не любит убожества. Все жанры имеют право на жизнь, кроме скучного. Весь юмор ниже пояса требует очень аккуратного к себе подхода. Часто перебарщивают с
такими шутками в погоне за массовым зрителем. - А что вам бы хотелось довести до зрителя сегодня? Есть ли в ваших постановках темы, лейтмотивом проходящие через все спектакли?
- Есть два посыла, которые преследуют меня на протяжении всего творчества. Во-первых, то, что ни одно доброе дело не остается безнаказанным. В своих постановках я стараюсь полемизировать с этой мыслью. И вторая идея, с которой я полностью согласен: зло может породить только зло. Жизнь подчиняется правилам, а состоит из исключений. Хочется, чтобы люди не боялись делать добро.
— Интересно узнать, как вы относитесь к последним омским театральным постановкам?
— Я редко бываю в театрах и не только из-за нехватки времени. Обычно идешь со спектакля и чувствуешь себя виноватым, как будто ты сам допустил какую-то ошибку. Недавно ушел со спектакля сразу после первого акта, поскольку это было невозможно смотреть из-за обилия «нижепоясного» юмора.
— Оказываетесь ли вы на сцене Лицейского театра в качестве актера?
— Есть моноспектакль с моим участием «Дон Жуан», в «Комке» я играю мужчину с душой. Это происходит по необходимости, поскольку для этих ролей требуется возрастной актер.
— Что вы испытываете в эти минуты?
— Когда выходишь на сцену, когда труба зовет, уходят все заботы и неприятности. Это ощущение не сравнимо ни с чем.
- Вы пришли к штурвалу режиссера не сразу, от актерского станка. Но когда к вам пришло осознание того, что нужно попробовать себя в качестве художественного руководителя?
- Мне кажется, что такое желание рано или поздно должно возникнуть у любого актера, когда он на определенном жизненном этапе хочется обучать, направлять, быть самостоятельной творческой единицей.
- Не возникало ли у вас желания заняться литературой, скажем, написать мемуары?
- На мой взгляд, это достаточно сложно. Моя мама хотела, чтобы я подался на эту стезю, но театр не позволит мне этого сделать. Мне кажется, что мемуары пишут те люди, которые хотят поделиться своими впечатлениями, нашпигованы ими.
- Вы не такой?
- У меня же сложилось впечатление, что жизнь — штука достаточно ровная. Есть неприятности, есть радости, все идет своим чередом. Жизнь — река, если хочешь перейти на другую сторону, как говорил Лев Николаевич Толстой, правь выше. Нужно ставить себе достаточно серьезные цели.
- Если воспользоваться словами классика, вы всегда «правили выше» или если представилась такая возможность изменить что-то в своей судьбе, вы бы ею воспользовались?
- Нет, потому что театру нужно отдаваться в полной мере. Иначе театр может отомстить. У меня один маршрут «театр-дом-театр». Причем наиболее комфортно я чувствую себя в театре. Он занимает почти все мое время.
- Но есть ли какие-то роли, которые вы хотели бы сыграть, но по какой-то причине этого не произошло?
- Когда я пошел в театральное училище, мне хотелось получить роль Арбенина. На госэкзамене по речи я читал монолог Арбенина. Я вообще очень любил Лермонтова. Но вот как-то не сложилось.
- Расскажите, пожалуйста, о своих творческих идеях, новых замыслах, которые вы планируете осуществить в ближайшее время?
- Я суеверный, и не хочу загадывать на будущее. Но планы кое-какие есть. Как говорится, пожуем — увидим.
- Так, не загадывая, вы встречаете сегодня свой юбилей. Поделитесь своими эмоциями.
- У меня такое впечатление, что этот праздник придумали гости, а сам виновник торжества сидит дурак дураком. Это запланированное восхищение, когда мы говорим добрые слова по случаю. Добрые дела нужно делать не раз в году, а когда возникает в этом потребность. И тогда человек станет по-настоящему свободным. Но я убежден, что только живя в любви к ближнему, можно освободиться от каких-то условностей.
Ольга Титова
«Московский комсомолец», 29 ноября-6 декабря 2006 г.