«Может уйти каждый…»
Случалось ли вам через год после того, как человек умер, вдруг резко осознать, что его больше нет? Чем старше становлюсь — тем страшнее становится жить. Раньше цинично считала, что хоронить своих друзей — удел пожилых людей. За последний год оказалось, что больше никогда не увижу уже двоих.
Для меня он никогда не был Вениамином Юрьевичем Скосаревым. Веня, — когда обращалась к нему, и Венечка — где-то там, глубоко внутри. Эта смерть прошла мимо меня, я узнала о ней почти через две недели после того, как это случилось. Тогда, будто улитка, я спряталась в свою раковину и сказала: «Да. Умер».
Неосознанно боялась приходить в Лицейский театр, боялась долго, целый год. Пыталась спрятаться. «Лицейского больше не существует. Не существует тех людей, тех событий, которые когда-то для меня были с ним связаны», — говорила я себе. По работе пришлось снова сюда вернуться. Никто не заставлял меня этого делать. Решила, что ничего особенного со мной не случится, если снова открою большую деревянную дверь.
Прийти на детский спектакль, рассматривать фотографии актеров, вдруг резко обернуться — и заметить позади себя еще одну фотографию, в стороне от других. Под ней полочка, на которой желтые хризантемы и маленький снеговичок.
И вот — обернулась, а кто-то сзади дал тяжело, гулко в голову, и подогнулись ноги. А он со стены, как и несколько лет назад, — улыбается.
Пришло осознание реальности и правды. Словно кто-то засунул в рот осколки стекла. Ощущаю во рту солоноватый вкус. Глупо плакать через год после смерти. Такие простые слова: «Больше никогда»,— стали тяжелыми, огромными, невыносимыми. Ехала домой и пыталась стать равнодушной. Понимала, что очень нелепо всё это со стороны. И даже рассказать некому. Пытаюсь остановить поток мыслей. Втыкаю в уши самую громкую музыку, пытаюсь «оглохнуть», но ничего не получается. Массаракш — мир наизнанку. Когда-то у Стругацких вычитала это словечко. Сейчас — это мое состояние.
Очень жаль теперь, что не сказала когда-то нужных слов. Очень жаль, что сказала когда-то ненужные слова. Эта смерть прошла мимо меня. Мне рассказывали, как это случилось, мне рассказывали, как это пережили его близкие и друзья. Почему-то эти разговоры оказались для меня, как у плохого ученика в школе, — в одно ухо влетели, а в другое вылетели.
Венечка — моя первая любовь. Были после этого и другие. Дело вовсе не в том, что более сильные и зрелые. Эта — самая первая. Поэтому где-то очень глубоко — самая дорогая, самые теплые чувства к ней.
Впервые я попала в Лицейский театр весной 1998 года. Первый спектакль, который я посмотрела, — это «Голый король» по Шварцу. Восторгам моим не было предела. Особенно потряс молодой человек в клетчатых штанишках, в кепке, с огромным ружьем и с потрясающим низким голосом. Писала в дневнике тогда: «Его зовут Вениамин. Очень красивое имя. Раньше были такие конфетки: драже — красное, голубое, желтое, белое. Когда я говорю: «Ве-ни-а-мин», — кажется, что открываю рот и откуда-то сверху падают эти горошины».
Потом ходила вместе с подружкой в театральный клуб при Лицейском. В клубе — бесконечные, километровые споры, сценки, стихи. Разгадывали кроссворды на диване. Однажды разгадали целый кроссворд, кроме одного слова из пяти букв. Это должна была быть Ницца. Но Веня упорно мне доказывал, что там всего одна буква «ц».
Были и приватные споры, и разговоры с моими любимыми руководителями Женечкой и Венечкой, смешно сказать, в зрительском туалете, на лавочке среди рукомойников.
Веня всегда поражал меня своей непредсказуемостью. Можно, было прокрутить в голове 33 варианта его ответов на какой-нибудь философский вопрос, но он (видимо, сам того не осознавая) умудрялся найти 34-й вариант. Поэтому — постоянный адреналин. Постоянное желание поговорить еще.
Почему-то когда пытаюсь вспомнить то время сейчас, кажется, что эти годы всегда были лето. Не помню снега за окном.
В один из наших последних разговоров сама не знаю почему, сказала ему: «Спасибо тебе за то, что был».
В больницу я к нему не пошла, посчитала, что не имею на это права.
Людмила Копышко
Р.S. Когда-то я писала ему десятки стихотворений. Он читал и писал мне, что получается очень хорошо, когда не жалею себя. А еще — с другой стороны — приписал свое стихотворение:
Когда мне станет грустно,
Я сяду на желтого пони
И уеду в страну Японию.
Там в разноцветных улицах,
Запутанных, как иероглиф,
Я продам свои старые лица
и куплю много новых…
«Третья столица», №14 (284) / 13 апреля 2006 г.