Продуманный успех Лицейского

«Лицейский театр» начал XIV сезон с беспрецедентного для нашего города события, пред­ставив сразу три новых спек­такля, — «Гарнир по-французс­ки», «Вольные псы» и «Зима под столом». Неизменные аншлаги, бурные овации, сры­ваемые актерами, горящие сопереживанием глаза зрите­лей красноречиво свидетельствовали: эксперимент удался!

 

«Гарнир по-французски» по пьесе М. Камолетти располагал к расслаб­ленному отдыху и отвлекал от по­вседневных проблем. Легкомыслен­ная, на первый взгляд, комедия, изо­биловала не только искрометными шутками, но и заставляла задуматься об извечных вопросах взаимодей­ствия добра и зла, жизни и смерти, счастья и горя.

Настоящим открытием стала пьеса «Вольные псы» в постановке Руслана Шапорина. В центре сюжета судьбы бродячих собак. Жизнь милых и веселых, злых и печальных — самых
разных псов, повадки и характер которых так талантливо передали молодые актеры «Лицейского», во мно­гом является проекцией человеческого бытия. Только собаки не зависят от благ цивилизации, они мечтают обрести хозяина и найти волшебную дверку, где тепло и уютно, и нет го­лода и холода. С пронзительной на­стойчивостью режиссер затрагивает темы   предательства,   равенства, одиночества, актуальные и для человека. Брошенные людьми в овраге меланхолик Хромой, философ и умница Головастый, восторженная Быв­шая такса, ласковая Крошка, предво­дитель стаи Черный живут каждодневными проблемами, в то время как Гордый мечтает о хозяине. В ответ на размышления Черного о непос­тоянстве и предательстве           людей, Гордый с жаром возражает: «Мой человек   не  такой! Разительно отличаются от свободных псов домашние собаки, иногда захаживающие в овраг: глупый Боксер, изящный и самодовольный Дог, недалекие и ограниченные. Колоритная фигура — неповоротливый кот Ямамото, который грезит о Японии, друг Гордого. Ямамото труслив, но, узнав о том, что люди хо­тят истребить бродячих псов, не за­думываясь, бросается на помощь, предупреждая   о   надвигающейся опасности. Спектакль необычен тем, что  молниеносно  перебрасывает  зрителя от одной эмоции к другой — от смеха к горечи, от удивления к со­чувствию, возникает эффект неожи­данной встряски. Зритель радуется за Гордого, в финале пьесы обрета­ющего хозяина, поскольку он един­ственный из героев пьесы верит в осуществление своей мечты, грус­тит о смерти Хромого, возмущается жестокой расправой людей над со­баками.

Татьяна Савельева, заместитель начальника Департамента культуры и искусства призналась в любви к те­атру и поздравила «Лицейский» с очередной премьерой:

— Ваш театр — это всегда самый высокий градус увлеченности и про­фессионализма. Я уверена, что ны­нешний художественный руководи­тель театра Сергей Тимофеев ведет своего зрителя к свету и добру, — подытожила выступление Татьяна Са­вельева.

После спектакля актеры, с блес­ком сыгравшие вольных псов, поде­лились тем, как родился замысел пьесы.

Дарья Оклей, «Бывшая такса»: — Мы прочитали повесть К. Сергиенко «До свидания, овраг» и настоль­ко прониклись ею, что разыграли не­сколько этюдов и показали их на худ­совете. Актеров на роли собак подби­рали по степени сходства.. Например, мы посмотрели на Алек­сандра Новгородцева и сразу в один голос закричали: «Это же кот Ямамо­то!» У каждого пса своя судьба свой путь, они прописаны в повести, а в пьесе только угадываются. Над обра­зами животных всегда очень инте­ресно работать, они пластичны, и эту природную органичность достаточно сложно передать. Мы постарались донести до зрителя, что собаки, с од­ной стороны, в своих переживаниях очень напоминают людей, а с другой -намного естественнее и честнее их.

Завершил месяц премьер спек­такль по пьесе французского драма­турга Р. Топора «Зима под столом», посвященный лучшему, что есть в че­ловеке — любви. По сюжету у пере­водчицы под столом живет бедный юноша. Молодые люди влюблены друг в друга, но девушке мешает от­крыться скромность, юноше — разни­ца в социальном статусе. Однако ис­тинные чувства не имеют преград, сметая все условности, и герои об­ретают счастье. Сложные пережива­ния, когда одна эмоция плавно пере­текает в другую, главным героям уда­лось передать при помощи неповто­римого сочетания мимики, жестов и интонации. Необычный и загадочный персонаж — маленькая девочка, сим­вол домашнего тепла и уюта. Худо­жественный руководитель театра Сергей Тимофеев выступил в роли режиссера «Зимы…», рассказав о том, как рождался спектакль.

— Я давно мечтал поставить эту пьесу на сцене «Лицейского», тем более, что она замечательно ложи­лась на коллектив. В труппе была артистка, способная сыграть слож­ный образ — Лида Точилова. «Зима под столом» актуальна потому, что отражает процессы, происходящие в современном обществе, когда люди становятся потребителями любви. Но есть и те, кто наделен даром люб­ви, проходя все испытания и мучения, они становятся счастливыми. На мой взгляд, в пьесе центральное действу­ющее лицо — ребенок, с одной сто­роны, некий домовенок, символизи­рующий атмосферу душевного теп­ла, непереводимое с французского «тром», с другой — неродившееся дитя главных героев. Театром избран этюдный метод работы, что доста­точно непросто, но мы не собираемся сворачивать с этого пути. Считаю, что «Лицейский» движется к проду­манному успеху.

Елена Ляхова

«МК» в Омске, 7- 14 ноября 2007 г.