Продуманный успех Лицейского
«Лицейский театр» начал XIV сезон с беспрецедентного для нашего города события, представив сразу три новых спектакля, — «Гарнир по-французски», «Вольные псы» и «Зима под столом». Неизменные аншлаги, бурные овации, срываемые актерами, горящие сопереживанием глаза зрителей красноречиво свидетельствовали: эксперимент удался!
«Гарнир по-французски» по пьесе М. Камолетти располагал к расслабленному отдыху и отвлекал от повседневных проблем. Легкомысленная, на первый взгляд, комедия, изобиловала не только искрометными шутками, но и заставляла задуматься об извечных вопросах взаимодействия добра и зла, жизни и смерти, счастья и горя.
Настоящим открытием стала пьеса «Вольные псы» в постановке Руслана Шапорина. В центре сюжета судьбы бродячих собак. Жизнь милых и веселых, злых и печальных — самых
разных псов, повадки и характер которых так талантливо передали молодые актеры «Лицейского», во многом является проекцией человеческого бытия. Только собаки не зависят от благ цивилизации, они мечтают обрести хозяина и найти волшебную дверку, где тепло и уютно, и нет голода и холода. С пронзительной настойчивостью режиссер затрагивает темы предательства, равенства, одиночества, актуальные и для человека. Брошенные людьми в овраге меланхолик Хромой, философ и умница Головастый, восторженная Бывшая такса, ласковая Крошка, предводитель стаи Черный живут каждодневными проблемами, в то время как Гордый мечтает о хозяине. В ответ на размышления Черного о непостоянстве и предательстве людей, Гордый с жаром возражает: «Мой человек не такой! Разительно отличаются от свободных псов домашние собаки, иногда захаживающие в овраг: глупый Боксер, изящный и самодовольный Дог, недалекие и ограниченные. Колоритная фигура — неповоротливый кот Ямамото, который грезит о Японии, друг Гордого. Ямамото труслив, но, узнав о том, что люди хотят истребить бродячих псов, не задумываясь, бросается на помощь, предупреждая о надвигающейся опасности. Спектакль необычен тем, что молниеносно перебрасывает зрителя от одной эмоции к другой — от смеха к горечи, от удивления к сочувствию, возникает эффект неожиданной встряски. Зритель радуется за Гордого, в финале пьесы обретающего хозяина, поскольку он единственный из героев пьесы верит в осуществление своей мечты, грустит о смерти Хромого, возмущается жестокой расправой людей над собаками.
Татьяна Савельева, заместитель начальника Департамента культуры и искусства призналась в любви к театру и поздравила «Лицейский» с очередной премьерой:
— Ваш театр — это всегда самый высокий градус увлеченности и профессионализма. Я уверена, что нынешний художественный руководитель театра Сергей Тимофеев ведет своего зрителя к свету и добру, — подытожила выступление Татьяна Савельева.
После спектакля актеры, с блеском сыгравшие вольных псов, поделились тем, как родился замысел пьесы.
Дарья Оклей, «Бывшая такса»: — Мы прочитали повесть К. Сергиенко «До свидания, овраг» и настолько прониклись ею, что разыграли несколько этюдов и показали их на худсовете. Актеров на роли собак подбирали по степени сходства.. Например, мы посмотрели на Александра Новгородцева и сразу в один голос закричали: «Это же кот Ямамото!» У каждого пса своя судьба свой путь, они прописаны в повести, а в пьесе только угадываются. Над образами животных всегда очень интересно работать, они пластичны, и эту природную органичность достаточно сложно передать. Мы постарались донести до зрителя, что собаки, с одной стороны, в своих переживаниях очень напоминают людей, а с другой -намного естественнее и честнее их.
Завершил месяц премьер спектакль по пьесе французского драматурга Р. Топора «Зима под столом», посвященный лучшему, что есть в человеке — любви. По сюжету у переводчицы под столом живет бедный юноша. Молодые люди влюблены друг в друга, но девушке мешает открыться скромность, юноше — разница в социальном статусе. Однако истинные чувства не имеют преград, сметая все условности, и герои обретают счастье. Сложные переживания, когда одна эмоция плавно перетекает в другую, главным героям удалось передать при помощи неповторимого сочетания мимики, жестов и интонации. Необычный и загадочный персонаж — маленькая девочка, символ домашнего тепла и уюта. Художественный руководитель театра Сергей Тимофеев выступил в роли режиссера «Зимы…», рассказав о том, как рождался спектакль.
— Я давно мечтал поставить эту пьесу на сцене «Лицейского», тем более, что она замечательно ложилась на коллектив. В труппе была артистка, способная сыграть сложный образ — Лида Точилова. «Зима под столом» актуальна потому, что отражает процессы, происходящие в современном обществе, когда люди становятся потребителями любви. Но есть и те, кто наделен даром любви, проходя все испытания и мучения, они становятся счастливыми. На мой взгляд, в пьесе центральное действующее лицо — ребенок, с одной стороны, некий домовенок, символизирующий атмосферу душевного тепла, непереводимое с французского «тром», с другой — неродившееся дитя главных героев. Театром избран этюдный метод работы, что достаточно непросто, но мы не собираемся сворачивать с этого пути. Считаю, что «Лицейский» движется к продуманному успеху.
Елена Ляхова
«МК» в Омске, 7- 14 ноября 2007 г.