Про то, как режиссёр-омич Тимофеев стал царём Агамемноном и как его на руках по Греноблю несли

Нина Заречная: — Если б я была… как Вы…

то я отдала бы толпе всю свою жизнь… и она возила бы меня на колеснице.

Тригорин: — Ну, на колеснице… Агамемнон я, что ли?

(А.П. Чехов. «Чайка», действие второе)

 

Про то, как режиссёр-омич Тимофеев стал царём Агамемноном

и как его на руках по Греноблю несли

Заголовок такой — это чтобы внимание ваше привлечь (впро­чем, то, что в заголовке, — истинно, и всё именно так и было). Но — по порядку. Le Théâtre Litseisky d’Omsk a ouvert «la fenètre a l’Europe»!.. О, простите! Я лишь хотел сказать, что случилось — грандиозное: Омский Лицейский драматический театр прорубил «окно в Евро­пу» и совершил первый за всю свою 14-летнюю историю блиста­тельный зарубежный вояж: показал спектакль «Зима под столом» на XX Международном фестивале «Молодые театры Европы» (Гре­нобль) и провёл «малые гастроли» в Женеве по приглашению ассо­циации «Швейцария — Россия» (спектакли «Комок», «Давай с тобой поговорим» и «Зима под столом»). И надо ли говорить, как благода­рен театр за содействие и помощь в организации этого зарубежного вояжа мэру Омска и департаменту культуры!.. Уместить в колонку рассказ «лицеистов» и их художественного руководителя Сергея Тимофеева — нереально. Но в качестве краткой и эксклюзивной ин­формации — попытаюсь.

Директор фестиваля «Молодые театры Европы» Фернанд Гарнье заинтересовался Тимофеевым ещё в 2002-м, увидев поставленный им со студентами ОмГУ на французском языке спектакль «Человече­ский голос» (обладатель Гран-при франкофонного конкурса в Ека­теринбурге). Год назад Гарнье узнал, что Сергей возглавил омский Лицейский; и в театр пришло письмо из Гренобля с просьбой при­слать видеозапись премьерного спектакля. А дальше — приглашение на фестиваль. И получилось так, что наш омский Лицейский стал первым из российских профессиональных театров (за 20 лет!), уча­ствующим в гренобльском фестивале. А в нынешнем, юбилейном — приняли участие театры из 14 стран (среди них Италия, Испания, Германия, Франция, Дания)… Все спектакли обсуждались критика­ми и режиссёрами разных стран Европы. Омичи признаны одними из лучших! «Лицеистам» говорили: «Вы открыли пьесу «ключиком Чехова». Мы увидели великую русскую актёрскую школу!»…

А финал — уникальная акция-действо: спектакль на площади с уча­стием всех актёров-участников фестиваля (репетиции начинаются уже с первого дня). Это и мастер-класс, и зрелище, и развлечение для горожан. На сей раз это была «адаптированная» трилогия Эсхи­ла «Орестейя»; около двухсот актёров, и каждый играет на «своём языке»! В роли Агамемнона — наш, Тимофеев! И пронесли победи­теля Трои в тронном кресле на носилках по площади гренобльской, и умылся он «с дороги», а потом убила его неверная жена Клитемне­стра, и вновь Агамемнона-Тимофеева на носилках по-над Греноблем понесли…

…Лицейский уже приглашён в Гренобль через год. Тимофеев офи­циально введён в Совет организаторов грядущего фестиваля и полу­чил предложение возглавить на нём «ателье» (мастер-класс) по ак­тёрскому мастерству. Браво!..

Р.S. А представляете, как эффектно смотрелось бы в конце этого материала, в правом уголке: «Омск — Гренобль — Женева. Специаль­но для «БК»!.. Скромно спрашиваю Тимофеева: «А нет ли желания на будущий гренобльский фестиваль кого-нибудь из «Бизнес-курса» пригласить? Как говорится, для подробного освещения и фестиваля, и участия в нём российского участника — Лицейского театра». И от­ветствовал мне Сергей Родионович: «Интересная идея! Хорошая!..»

Сергей Денисенко

«Бизнес Курс», №30 / 6 августа 2008 г.