Лица лицедеев

АКТ 1

Драматический лицейский театр

Действующие лица:

Режиссер Сер­гей Родионович Тимо­феев, руководитель Лицейского театра, главный режиссер

Актер — Игорь Коротаев, 23 года.

Актриса — Надеж­да Лубнина, 20 лет.

Занавес поднят. Сцена пуста. Только луч света пронизывает пространство сцены. В тени — собран­ные столы и стулья, оставленные после репетиции. В зале ни души. Тишина, затем слышатся шаги. На сцену выходят трое.

Режиссер. …наш театр вышел из любитель­ской студии, хотя мы сразу нацеливались на профессиональную работу.

В зале появляется театрал. Садится.

Конечно, зрители пошли к нам не сразу, а многие и по сей день думают, что мы детский театр, любительский. Но… зритель у нас — се­рьезный театрал, который сбегает от несовершенных спектаклей из любого театра, а здесь находит что-то свое. Посмотрите, как близко сцена. Здесь вам, зрителям, видны малейшие движения души актера. Это завораживает. Опьяняет. Это наркотик, от которого невозмож­но отказаться…

Замечу: ни один профессиональный театр не уживается с любительским коллективом, детским или взрослым, — все равно. Профес­сионалы терпеть не могут «дилетантов» в сво­ем производстве и изо всех сил выталкивают их. А в нашем театре живут в мире и согласии театральный клуб и три студии — для взрос­лых актеров, подростков и самых маленьких. В клубе занимаются старшеклассники и те, кто только пришел попробовать себя в этой про­фессии. Если талант есть, то со временем ре­бята переходят в основную труппу. Ну, а кого бог миловал — их 90 процентов в клубе — уходят обогащенными: это профессиональные зрите­ли. Кроме того, развитое воображение и талант общения помогают им в своей профессии. Со старшими ребятами мы затрагиваем одни про­блемы, с младшими — другие. Так и работаем.

Актер. А спектакли? В отличие от других театров, у нас каждый ставится около года! Мы ругаемся, ссоримся, влюбляемся, мы много что делаем во время постановки. Но зато когда спектакль получается, он становится частью жизни. Артист на сцене учится не врать так, что­бы ему верили, а говорить правду.

Режиссер. Совершенно верно. Да и актеры наши! У них же по два образования! Мало кто может этим похвастаться! Первое — актерское — они получают здесь, в театре. А второе — свое, то, куда отправили их родители. Это филологи, математики, химики, экономисты, программи­сты, юристы, философы, танцоры… Здесь нет та­кого понятия, как «истертое актерское лицо». В театре каждый — личность и умница.

Актриса. А я пришла в «Лицейский» в апреле прошлого года и сразу поняла — это мой театр. Пока я не вошла в основную труппу, но буду де­лать всё, чтобы иметь право называться насто­ящей актрисой. Здесь уютно и комфортно — все равно что дома. Мы все — это одна большая се­мья: друг без друга уже и жить не можем. Вот, на­пример, все разъехались на летние каникулы — казалось бы, отдыхай и радуйся. Но нет же! Я жду, когда они закончатся, чтобы поскорее вернуться в театр.

Актер. И этому есть объяснение. Любой спек­такль — это живой организм. Играя в нем роль, ты проживаешь целую жизнь с другими героями, и, как части единого организма, вы уже не мо­жете существовать, дышать друг без друга. Это мощная зависимость, скажу я вам. (Режиссеру) Я прав?

Режиссер. Да, абсолютно. Это называется сращивание. Хороший театр — всегда театр-дом. Как и в любой семье, здесь есть пики творче­ства, есть и обыденная жизнь, есть и ссоры. Но самое главное, (Актеру) ты прав: все мы части одного организма, которые взаимодействуют друг с другом, и отсоединение одного — очень серьезная проблема для всех.

Актриса. (Обращаясь к театралу) Вы дума­ете легко играть? Думаете: выучил роль — и дело в шляпе? Нет… Это очень тяжелый труд: каждую роль нужно так прочувствовать, так пережить, чтобы тебя поняли, чтобы игра твоя задела за душу. Каждый раз ищешь в себе какие-то чер­ты и отдаешь их персонажу, тогда получается яркий, полноценный образ. Работать вполсилы нельзя. Только с полной отдачей, на всю катуш­ку — лишь так можно добиться желаемого.

Актер. Для каждой новой роли нужны но­вые ресурсы. Если я играю «плохиша», то чер­паю вдохновение в одном месте, если положи­тельного героя — в другом. Я, в большинстве случаев, стараюсь изучать чужой жизненный опыт. Только из собственной практики брать примеры нельзя, иначе будешь эгоистом.

Актриса. Каждая роль заставляет задумать­ся. О многом… О жизни. Вот, например, моя Мадам Иванова из «Зойкиной квартиры». Даже страшно. Есть ведь такие люд. Без стыда и совести, без нравственной опоры. А они так жи­вут… существуют.

Актер. У нас много чего связано с театром, есть коллекция интересных историй. Вот, на­пример, одна из них. Я только пришел в театр. Вадим Станиславович Решетников, руководи­тель и режиссер, решил проверить меня на го­товность к любому шагу. Он мне сказал: «Будешь играть женщину, побрей ноги». Я, как верная собачка, пришел домой, удобно расположился в ванной… и сделал это. На следующий день я предъявил доказательства готовности ко всему. Ответа не последовало. Лишь через несколько дней выяснилось — это была шутка. Вот такая проверка.

Занавес.

Премьера этого сезона «Зима под столом» стано­вится участником фестива­ля молодых театров в Гре­нобле (Франция), который будет проходить с 3 по 13 июля 2008 года.

 

Журнал «Дело молодое», №6 / 2008 г.