Курс на отдых
Хорошо знакомая поколению родителей история Чучела — героини одноименной повести В. Железникова — сегодня открывается современным школьникам на сцене Лицейского театра. Однако создатели спектакля не только дают новую жизнь классике детской литературы, но и предлагают взглянуть на произведение с иного ракурса.
«Недетскую историю» — а именно так обозначен жанр нового спектакля — в постановке Евгения Кочеткова сыграли актеры Первой студии театра в возрасте от 12 до 17 лет. Режиссер искал такой материал для постановки, работая над которым, юные артисты оставались самими собой и были бы на сцене такими же непосредственными, как и в жизни. Ведь от ребят, по его мнению, невозможно требовать «актерства», это не их профессия.
Действия произведения перенесено в наши дни. Главного героя как такового в новой постановке нет. Если в книге и в фильме центром была Лена Бессольцева, то в спектакле режиссер стремился показать произошедшую историю глазами каждого из ее участников. Понять, что движет поступками ребят, чем они живут, помогают характеристики героев, напечатанные в программке — «никогда не смеется», «ну очень много читает» и другие. Финал постановки также отличается от первоисточника: если в окончании повести Лена Бессольцева уезжает из города, то спектакль завершается сценой сжигания чучела. Затем все актеры поют песню «Крылатые качели». Задумка режиссера — показать, что они — обычные ребята, и все, что происходило на сцене, — сыгранная ими история, однако она заставляет задуматься каждого из зрителей.
Конечно, сценическое пространство не дает такого простора для действия, как киноэкран. Однако оно позволяет экспериментировать, находить новые способы подачи материала и воздействия на зрителя. Так, в спектакле «Чучело» между двумя напряженными психологическими моментами на сцене появляется кинопроектор, который показывает сюжет из «Ералаша». Таким образом зритель настраивается на следующую тяжелую сцену, воспринимая ее как бы с чистого листа. В одной из картин действие переносится в фойе. Зрители не видят героев, но слышат голоса Лены, которая спрашивает: «Будем дружить. Навсегда?», и Сомова, который отвечает: «Да». По словам зрителей, эта сцена — одна из самых проникновенных в спектакле.
В будущем, юбилейном для театра пятнадцатом сезоне зрителей ждут очередные премьеры. Так актеры под руководством Руслана Шапорина репетируют сегодня «Снегурочку» А.Н. Островского, а Владимир Майзингер работает над постановкой «Алисы в стране чудес».
Наталья Винарская