Главное — чтобы ангелочек был!

(Победные заметки о Лицейском театре)

Совсем недавно (да не далее как в прошлом номере «Омской музы») рассказывали мы о весьма грандиозном событии, «имевшем место быть» в Омском Лицейском драматическом: впервые за всю свою 14-летнюю историю «лицеисты» совершили блистательный и победный зарубежный вояж, показав спектакль по пьесе Р. Топора «Зима под столом» в Гренобле, на XX Международном фестивале «Молодые театры Европы»; а затем «заехали» из Франции в Швейцарию, где провели «малые гастроли». И вот — новое и не менее грандиозно-победное событие в истории Лицейского (и автору сих строк посчастливилось оказаться свидетелем события оного)…

Под занавес минувшего года в Санкт-Петербурге, под эгидой Министерства культуры России, Комитета по культуре Санкт-Петербурга и Санкт-Петербург­ского отделения Союза театральных деятелей России проходил традиционный ежегодный (уже 15-й) фес­тиваль «Рождественский парад», «жанр» которого уже давно обозначается как «фестиваль новых театров, новой режиссуры, новой драматургии и театральных инициатив». Около двадцати профессиональных театров из разных городов и весей приняли в нем участие: Рязань, Петрозаводск, Тукумс (Латвия), Санкт-Петербург… И — полпредом нашего региона! -Омский Лицейский драматический! Со спектаклем «Зима под столом», уже обретшим судьбу «самого выездного».

Право же, дорогого стоят слова, произнесенные арт-директором фестиваля, театроведом Татьяной Ларионовой после спектакля, показанного нашими «лицеистами»: «Мы готовы принимать омичей на фестивалях каждый год, потому что это всегда качественно и высокопрофессионально». И еще одна — и очень пронзительная — мысль Петербургских театралов (и слышал я это не раз): омичей всегда ждут в Петербурге по-особенному еще и потому, что Омск и Ленинград неразрывны в своей истории, и в Омске выросло целое поколение военных детей, ведь во время Великой Отечественной множество ленинградских предприятий было эвакуировано в Омск. И сегодня, как говорят питерцы-театралы, они смотрят уже «на талантливых внуков и прав­нуков того военного поколения».

Довелось после «лицейского» показа поговорить и с председателем жюри фестиваля, кандидатом искусствоведения, профессором СПГАТИ (Санкт-Петербургская государственная академия театраль­ного искусства) Еленой Горфункель: «На «Рож­дественский парад» омский Лицейский приезжает второй раз, и вновь — это качественный, живой спектакль с молодыми талантливыми актерами, с неожиданным и малоизвестным драматурги­ческим материалом, но решенным так, что спек­такль интересен, понятен и доступен зрителям всех возрастов. И это можно и нужно только при­ветствовать!..»

…Да, уже второй раз Лицейский на «Рождест­венском параде». И не могу не вспомнить, что тогда, в 2002-м, молодой омский театр, пожалуй, впервые стал «контекстуальным». Есть такое понятие: «кон­текст театральной России». И на том, 9-м «Рож­дественском параде», наши «лицеисты» впервые оказались именно в российском театральном кон­тексте (это была вообще их первая поездка на крупный фестиваль), после чего слух об уникальном омском Лицейском театре прошел, как говорится, «по всей Руси великой». И общероссийская газета «Культура» тогда же констатировала: «Омский Ли­цейский, не имеющий аналогов ни в России, ни в Европе, ни в мире, — это одна из самых значимых и замечательных акций города Омска во имя будущего, во имя сохранения Культуры». А стать первой «выездной ласточкой» выпало тогда спек­таклю «Татарин маленький» по пьесе А. Поярко­ва, поставленному основателем и первым худо­жественным руководителем Лицейского Вадимом Решетниковым (после Фестиваля в его «побед­ный актив» добавился диплом «За высокий про­фессиональный уровень режиссуры и педагогичес­кую деятельность»). Тогда же Вадим с гордостью рассказывал: «Идет разговор в Санкт-Петербурге о нашем театре. Слушаю, радуюсь за своих актеров: все говорят об их высоком профессионализме, об очень хорошей энергетике, об их большом будущем, о прекрасной технике речи, отмечая и музыкальность, и мелодику речи, и отсутствие какого бы то ни было сибирского говора…»

Эх, как бы порадовался сегодня Вадим Ста­ниславович за своих актеров!.. Ибо на санкт-петербургском юбилейном 15-м межрегиональном фестивале «Рождественский парад» в одной из са­мых почетных номинаций «Лучший актерский ансамбль» — победителем стал Омский Лицейский драматический театр! И он — рядышком с другими главными призерами (на «Рождественском параде» нет понятия «лауреат», есть только — «победитель»): питерским театром-студией «Karlsson haus», пока­завшим кукольную притчу для взрослых «Ленин­градка» (номинация «Лучший экспериментальный спектакль»); театром «За Черной речкой», пред­ставившим остросовременный «Мрамор» по пьесе Иосифа Бродского («Лучший драматический спектакль»); новым петербургским театральным проектом-антрепризой «Вечером созвонимся…» со спектаклем по Г. Пинтеру «Немой официант» («Лучший актерский дуэт»).

И от имени всех омичей, от имени читателей, авторов и редакционной коллегии «Омской музы» — самые искренние поздравления с победой нашим прекрасным и «лучшеактерскоансамблевым» омским «лицеистам», и прежде всего — — актерам Наталье Виташевской, Лидии Точиловой, Игорю Коротаеву, Василию Савинцеву, Игорю Мельникову и режис­серу, художественному руководителю Лицейского Сергею Тимофееву! (В общем, в соответствии с подписью под одной из фотографий, — «Велико­лепная «пятерка» и «вратарь»!).

И еще одно всенепременное (и персональное) поздравление — замечательной и обезоруживающе улыбчивой четырехлетней петербурженке Полечке Чичиковой, сыгравшей роль Ангелочка в «Зиме под столом». И вообще мне думается, что скоро в исто­рии этого спектакля роль Ангелочка станет осо­бым, исторически-географическим «компонентом»: в этом образе в Омске на сцену выходит талантливая юная омичка Алена (уже, по сути, представительница актерской семейной династии дочка ведущих актеров Лицейского Лидии и Евгения Точиловых); во Франции Ангелочком была Камилла (естественно, француженка-греноблианка), ну а в Швейцарии — Анни (естественно, швейцарка-женевчанка)…

…А теперь — признание искреннее: находясь за тысячи километров от Омска, очень это прекрасно, волнующе и замечательно — испытывать особую, сугубо ОМСКУЮ гордость за наш самый театраль­ный в России город (ну как тут без Есенина: «Большое видится на расстояньи»). И в отдалении от Омска еще более отчетливо, более ясно пони­маешь: «Театральный Омск» — не трафаретная журналистская метафора, это истина, кото­рая касается имиджа нашего города. Всегда касается!

 

Сергей Денисенко

«Омская муза», №1 (23) / январь 2009 г.