Лицеисты снимают кино

на глазах у зрителей

За времена существования синематографа было снято бесконечно множество фильмов про любовь. В воскресенье Лицейский театр сделал своё кино. Премьера сезона –  спектакль «Еще раз про любовь» по мотивам повести Эдварда Радзинского – переносит зрителей на съемочную площадку, где писатель и режиссер творят свои истории. Автору этих строк однажды посчастливилось побывать на Мосфильмовских съемках сериала. Подтверждаю: кино делают именно так.

Одна и та же, но  разная история

Свет, камера, мотор! Девочка-«хлопушка», отмеряющая дубли, гримерша с чемоданчиком, мечущийся помощник режиссера… На сцене Лицейского снимают кино про любовь, основанное на реальных событиях. Эта история любви когда-то случилась с Автором, он написал сценарий для фильма. И вот теперь спорит с режиссером Федором Федоровичем, увидев, что тот снимает все совсем по-другому.

— Я хотел показать и тему любви, и то, как она тебя преломляет, когда ты занимаешься творчеством, — говорит режиссер-постановщик спектакля Руслан ШАПОРИН. — И показать два разных взгляда. Взгляд режиссера на историю любви, которая не принадлежит ему, и взгляд автора, который ее пережил. И герои подают эту историю по-разному. Режиссер на основе материала создает свою историю. И ее тоже нельзя назвать неправильной. Она правильная – прежде всего для него. А иначе какой смысл?

Не надо двигаться красиво

Роль Автора в спектакле исполняет балетмейстер Лицейского театра Дмитрий Татарченко. Для него это не первая актерская работа, но первая роль со словами. И хотя сейчас, по признанию Дмитрия, еще рано делать какие-то выводы, первое мнение о себе как говорящем актере у него уже сложилось:

— Я для себя сразу два момента отметил. Во-первых, если какой-то сценический опыт в свою хореографическую бытность я имел достаточно немалый, то речевого опыта – никакого. И сейчас для меня самая большая проблема –  сценическая речь, которую мне никто никогда не преподавал, опыта я не имел, и только начинаю постепенно понимать, где и как подавать речь. Например, иногда чувствуешь, что вроде бы хочется побыть тихим – как сделать так, чтобы зал услышал?

А второй момент – самый страшный бич всех бывших танцоров. Руслан не устает меня бить по голове за это: я все время стараюсь двигаться красиво! А надо, чтобы двигался естественно, как обычный человек.

— Я хочу добавить немного на эту тему! – подключается к беседе исполнитель роли Федора Федоровича актер Иван ПРИТУЛЯК. —  По поводу Димы. На мой взгляд, его хореографическое прошлое — очень полезный и ценный багаж. Он говорит, что ему сложно с речью, но на самом деле она ему не всегда и нужна. Дима умеет передавать всю энергетику, все эмоции настолько ясно и четко, что может сидеть и молча на тебя смотреть — и ты прекрасно будешь понимать, что он думает в данный момент, чего хочет. С Димой удобно работать, он в этом смысле очень хороший партнер. А партнерство в таких живых спектаклях играет большую роль.

 

Загадка без ответа

Завсегдатаи Лицейского театра наверняка обратят внимание на то, что герои в спектакле «Еще раз про любовь» названы именами актеров, исполняющих роли: Наташа – Наталья Виташевская, Рома – Роман Буллер.  Просто потому что это они и есть, это спектакль про них. А вот режиссера почему-то зовут не Иваном.

— В театре должна быть некая загадка всегда, — говорит исполнитель роли Федора Федоровича. — Есть несколько версий по поводу имени моего героя. Версия первая: это псевдоним Ивана Притуляка, который мог бы быть, если бы он был режиссером. И другая версия. У людей настоящие имена, а искусство – это всегда некая условность. Режиссер как представитель этого искусства немножко находится над реальностью, и поэтому имя он имеет ненастоящее. Какая из этих версий является истиной – я не знаю.

— Истина где-то рядом, — улыбается Дмитрий Татарченко.

Татьяна Попова

«Вечерний Омск-Неделя», 17 ноября 2010 г.