Признание

Так называется награда департамента культуры администрации города Омска, которой накануне Дня работника культуры удостоились шестеро омичей.

 

Александр МУРАЛЕВ, заслуженный артист России, концертмейстер Ом­ского академического симфониче­ского оркестра, педагог ДШИ № 1 имени Ю. И.  Юнкелевича:

— Моя основная профессия — ар­тист оркестра. Работа с детьми — это уже вторая жизнь, которая, поверьте, намного сложнее. Ста­новление музыканта процесс длительный, занимающий два де­сятилетия — от школы до окончания консерватории. Дети требуют постоянного внимания и усилий.

Тридцать лет назад замечатель­ный педагог, заслуженный работ­ник культуры Вильгельм Яков­левич Шпет, узнав, что я хочу попробовать себя на педагогичес­ком поприте, предупреждал: «По­думай хорошенько!». Это был ве­ликолепный наставник, многие его ученики стали настоящими му­зыкантами. Все, кто прошел шко­лу Шпета, научились колоссаль­ному, до фанатизма, трудолюбию. Без трудолюбия, без эмоциональ­ных переживаний работа с юными музыкантами невозможна. Боль­шая часть хороших педагогов — та­лантливые музыканты. Юрий Исаевич Янкелевич, чье имя носит наша школа, обладал педагогичес­ким чутьем от Бога. У него учились Виктор Третьяков, Владимир Спи­ваков и другие мэтры.

Судьбы учеников предсказать не­возможно. Одни сразу ярко заявля­ют о себе, другие, развиваясь, по­тихоньку обгоняют самых ярких и талантливых. Задача педагога — вы­брать правильный репертуар. Лю­бое достижение ученика — это и мое достижение, стимул не оставлять работу с детьми. Наш труд сродни спорту — постоянное преодоление. Мои ученики работают и учатся в разных странах. Самому первому — Саше Гурвичу — уже исполнилось 40 лет, он работает в оркестре Израиля. Леонид Сморгунер, лауреат первой премии конкурса им. Д. Д. Шостако­вича, — концертмейстер симфониче­ского оркестра города Инсбрука. Сейчас у меня две яркие ученицы: Настя Попова, Алина Черепанова. Им и Диме Бородину вскоре пред­стоит поездка на Дельфийские игры. Это нечто вроде Олимпийских игр в сфере искусств — для юного артис­та серьезное испытание. Сколько бы дарований ни приехало — только трое получат медали, как в спорте.

Алина и Настя в этом году ста­ли лауреатами Всероссийского конкурса имени В. Ф. Бобылева в Рязани. В прошлом году на этом конкурсе мы уверенно потесни­ли москвичей: Дмитрий Бородин получил первую премию, Татьяна Полякова и Настя Попова — третью (вторая не присуждалась). Конкур­сы необходимы, борьба закаляет характер. В мои планы как педаго­га входит подготовка ребят к сле­дующему конкурсу им. Ю. И. Янке­левича в марте 2011 года. В первом мы выступили очень удачно: два лауреата третьей премии — Д. Бо­родин и Т. Полякова — и диплом у Насти Поповой. Все они получают стипендию имени Ю. И. Янкелеви­ча министерства культуры Омской области.

В последнее время, к сожале­нию, закрылись многие учрежде­ния культуры, клубные работни­ки ушли в другие сферы. Премией «Признание» департамента куль­туры администрации города Ом­ска отмечаются, прежде всего, люди, которые выстоял и, остались преданными своей работе. Культу­ра — это то, что должно быть в че­ловеке вне зависимости от степени его образованности. Чем культур­нее граждане, тем сильнее госу­дарство.

 

Зоя КОЛЕСНИКОВА, директор Дома культуры Кировского округа:

Награда директора подразу­мевает оценку работы всего кол­лектива. Руководитель обязан не просто увидеть потенциал каждо­го сотрудника, но и помочь его са­мореализации.

В наш Дом культуры я пришла более двадцати лет назад, тогда это был единственный в городе госу­дарственный, а не профсоюзный, клуб. Всего четыре ставки, осталь­ное зарабатывали сами. Поэтому методистов, руководителей круж­ков подбирала таких, чтобы плюс к своей работе и пели, и выступали. Они до сих пор работают.

Дом культуры востребован жите­лями не только Старого Кировска, но и всего Левобережья. В кружках занимается более пятисот детей. Много творческих коллективов, все — образцовые или народные. Ансамбль «Ретро» существует бо­лее 20 лет.

Восьмой год мы разрабатываем программу традиционного город­ского фестиваля «Все краски ра­дуги», проводимого в День защи­ты детей на Зеленом острове. Этому фестивалю уже 17 лет. Ансамбли «Апельсинчик» и «Весна», которы­ми руководит Евгения Аркова, не­пременные участники всех крупных городских торжеств. В прошлом году они с большим успехом высту­пили с концертом на сцене ТЮЗа, единственные из самодеятельных коллективов приняли участие в юбилее детской филармонии.

Только в марте у нас прошло 26 мероприятий! Аудитория раз­ноплановая — и дети, и пожилые люди, и работники разных сфер, и инвалиды — к каждому надо по­добрать ключик, каждому пода­рить радость. Очень ждем реконструкции Дома культуры, надеемся, в 2011 году она будет завершена. Это позволит наконец-то вопло­тить нашу мечту о театре эстрад­ной песни.

Настоящий работник культуры — это огромная доля бескорыстия и энтузиазма. Люди работают у нас потому, что не могут без сцепы, без творчества. Руководителю клуб­ного коллектива нужно затратить много сил, чтобы в работе с непро­фессиональными артистами до­стичь хорошего результата.

Сергей ГОРЧАКОВ, директор детской художественной школы № 3 имени Е. В. Гурова:

— Меня отметили как педагога Лилии Якубовой — победительни­цы Дельфийских игр. Лиля — чело­век с бойцовским характером, а это важный фактор для победы. Наши ученики часто становятся стипен­диатами министерства культу­ры, департамента. Лиля стала пре­зидентским стипендиатом в этом году.

Ежегодно приходят новые ребя­та, в каждом пытаешься увидеть будущего творца. Кто-то уже в на­чале творческой жизни ярок, эмо­ционален, кто-то раскрывается позднее, как, например, Тициан. Общение через прекрасное воспи­тывает творческую личность. Я учу их не смотреть, а видеть. Если че­ловек видит, он сможет и до других донести в живописи — красоту при­роды, в керамике — красоту факту­ры, формы.

Нашей школе принадлежит идея межрегиональной выстав­ки «Родные мотивы». Первая про­шла в 2007 году, в ноябре 2009-го — вторая. Главная направленность — темы пейзажа, любви к родному краю в детском творчестве. Дети редко пишут пейзажи, но когда мы произносим «Родина», обыч­но представляем картины приро­ды родных мест — поля, леса, травы, смену времен года. Проект разви­вается. Мы живем в творческом ожидании этого биеннале.

Директором я стал сравнитель­но недавно, хотя преподаю уже 14 лет. О работе теперь приходит­ся думать постоянно; иду по ули­це — и прорабатываю несколько ре­шений, стараюсь выбрать наиболее эффективное. Невозможно добить­ся успеха, механически овладев педагогическими технологиями. В полноги нельзя воспитать худож­ника. Школа — живой организм. Он должен быть здоровым. Корпора­тивная культура, организацион­ная культура — одно поддерживает другое. Сплав опыта педагогов зре­лых и новаторства молодых прино­сит замечательные плоды. Недав­но пашей художественной школе № 3 присвоили имя Е. В. Гурова — известного омского художника, ко­торый уже стал частью истории на­шей школы.

Творческая личность должна стать фундаментом развития буду­щего нашего региона, страны.

Есть понятие наследия — в лите­ратуре, живописи, музыке, и есть понятие живой культуры — когда это наследие оживает в руках му­зыкантов, художников, в пласти­ке танцоров. Они впитывают его и творчески переплавляют, доносят до других. Деятель — человек, кото­рый создает эту живую культуру.

Ольга КОЛЕСЕНКОВА, замес­титель директора централизован­ной системы муниципальных биб­лиотек г. Омска:

— Деятель культуры в приложе­нии к библиотечному делу —   это эрудированный специалист со зна­нием литературного процесса, че­ловек креативный, мыслящий. В наших библиотеках 60 про­центов читателей — школьники. Не­обходимо меняться вместе с ними, идти чуть-чуть на опережение -иначе будешь неинтересен.

Меньше стали читать и в семье, и в школе. Проблема глобальная, в одиночку библиотекарям ее не ре­шить. Наша заслуга в том, что мы стали публично об этом заявлять, работать с каждым читателем ин­дивидуально. Придумываем новые формы; от ночной дискотеки до об­служивания читателей на рабочем месте. Доставляем книги в органи­зации, детские сады, социальные центры. Боремся за нашего чита­теля, выходим из стен библиотек. В прошлом году реализовали проект «Читающий бульвар» — отдых горо­жан с книгой на открытой площадке. Мы не рассчитываем на молниенос­ный результат, но надеемся посте­пенно вернуть книгу в семью. Если посмотреть статистику, небольшой прогресс уже есть, население пово­рачивается лицом к библиотекам.

Подчеркну, это общий труд, ко­мандная работа, складывающаяся из инициативы, знаний, умений и навы­ков каждого. Мы реализуем интерес­ные проекты, проводим акции, цель которых — поддержка чтения, разви­тие книжной культуры, привлечение читателей в библиотеки.

Запускаем проект «Новая жизнь старой крепости» — экскурсии, вир­туальные, поисковые игры по крае­ведению для школьников. Пригла­шаем омичей на открытие в конце апреля зала национальных литера­тур в Омской крепости. Это первая в нашем городе коллекция книг на языках народов, проживающих в ре­гионе: чувашском, китайском, не­мецком, казахском, украинском. Уверена, зал будет пользоваться по­пулярностью в нашем многонацио­нальном городе.

Сергей ТИМОФЕЕВ, художествен­ный руководитель драматического Лицейского театра:

—       Всю   жизнь   себя   считал   ак­тером…     Некоторые     постановки дают  мне  право  иногда называть­ся режиссером… Что касается ра­ботника культуры, занимаюсь оп­ределенными вещами: сохраняю преемственность поколений в Ли­цейском театре, стараюсь работать и как режиссер, и как педагог, культи­вировать настоящий русский театр.
Являются ли эти  качества основанием для того, чтобы меня называли работником культуры? Надеюсь, да. Но то, что думают по этому поводу окружающие, намного важнее.

Став художественным руководи­телем, я набросал предварительную программу, включающую расшире­ние культурных связей. Стали искать способ влиться в фестивальное дви­жение в России и за ее пределами. Буквально сразу нами заинтересова­лись «Молодые театры Европы».

Увлечению Европы театром аб­сурда, театром интеллектуальным, театром новаторским мы противо­поставили систему Станиславского и оказались ближе к тому, что волнует и беспокоит простого человека. Уда­лось зацепить внимание европей­ского зрителя по-настоящему. Мы оказались впереди всех новаторов, лишь честно работая в русле класси­ческого русского театра.

В ближайшее время нас ожидают ответственные гастроли в Милане и в Риме, где мы не только покажем спектакли, но и дадим мастер-клас­сы. Наш театр вновь приглашен на фестиваль в Гренобль начался Год России во Франции, на нас бу­дут смотреть как на представителей русской театральной школы. Наде­емся на помощь Горсовета, нашего попечительского совета и, конеч­но же, департамента культуры, где пас всегда понимают и поддержива­ют. В настоящее время над новыми спектаклями работают режиссеры Руслан Шапорин и Евгений Бабаш. Затем будет работа над постановка­ми по Мольеру и по одной из коме­дий Шекспира.

Светлана ЖИДЕНОВА, режиссер городского драматического театра «Студия» Л. Ермолаевой:

—  Помимо работы в театре «Сту­дия»  Л.   Ермолаевой  я  принимаю участие в подготовке общегородских мероприятий как режиссер и сцена рист. Работаю с другими руководи­телями творческих коллективов. Всё на виду,  поэтому нет  незаслуженных наград. Мы на самом деле чест­но «пашем».

Праздник, над которым порабо­тал режиссер, отличается от сти­хийного народного гулянья тем, что содержит мысль, которую хочется донести. Любая хорошая идея тре­бует воплощении — в слове, в обра­зе, в визуальном ряде. Когда эти компоненты собираются воедино и подчиняются сверхзадаче праздни­ка — тогда возникает факт культуры, культурное явление.

Счастлива, если удается создать хороший спектакль, если дети и взрослые радуются, печалятся, сле­дят за судьбой героев, ждут, чем всё закончится.

Культура — средство сделать чело­века лучше, гуманнее. «Чувства доб­рые пробуждать» необходимо, в том числе радостные. Почему наши про­граммы называются культурными мероприятиями? Потому что они дарят людям добро, надежду. Люди разобщены, а массовые городские праздники нас объединяют. Работ­ник культуры — тот, кто пытается по­делиться своим пониманием красо­ты через драматургию праздника, через концертные номера, благодаря чему люди ста нокнтся чуть-чуть луч­ше. Я в это верю.

В ближайшее время предстоит участие в праздничном мероприя­тии, посвященном Дню Победы, оно пройдет в Омской крепости. Рабо­таю над программой «Путь к Победе. Содружество и мужество», занима­юсь написанием сценария, подбором номеров и формированием струк­туры своей части большого празд­ника. Вместе с актерами нашего те­атра будут работать оркестр «Лад», «Мюзет» и ансамбль «Иртыш». При­глашаем омичей на эту концертную программу с 18.00 до 23.00 9 Мая.

 

Наталья Чупирова

«Омская муза», №1 (26) / май 2010 г.