Из жизни режиссёра
В субботу 27 марта мастера сцены и миллионы зрителей отметили международный День театра. А что нам известно о самой работе служителей Мельпомены? Пожалуй, только то, что их жизнь интересна и разнообразна. А между тем эта профессия считается одной из сложнейших, ведь она требует круглосуточного к себе внимания. Об особенностях творческой стези «Вечерке» рассказал Сергей Тимофеев, режиссер Лицейского театра.
Жизнь творческих людей насыщена и разнообразна. Им редко бывает скучно или нечем заняться. А уж если он руководитель творческого коллектива, то со спокойными днями, выходными и личной жизнью можно вообще попрощаться. С утра начинаются репетиции и растанцовки, а поздним вечером, после спектакля нужно задержаться в театре, чтобы распланировать следующий день.
Ни пьесой единой
Режиссер театра помимо постановок спектаклей и репетиции с актерами, должен быть в курсе всех деталей и мелочей, в какой готовности находятся костюмы, из какого материала лучше сделать декорации, а также как театру идти в ногу со временем и перейти на цифровой формат.
— Если в театре готовится премьера, будь-то сказка или интермедия, все подчинено этому спектаклю и сосредоточено на нем, — рассказывает Сергей Родионович. – Приходится контролировать процесс подготовки декораций и костюмов, актерскую работу. Все это продолжается до выпуска спектакля. После показа обычно идет разбор полетов, который может быть и коротким, и очень длинным. Мы с ребятами разбираем провалы и недоработки и вместе решаем, как их устранить.
Это, что касается одной стороны дела, которую видит зритель, придя в театр. Но есть еще и невидимые глазу механизмы, без которых красочного и яркого зрелища на сцене не получится. Специально для этого, примерно, раз в неделю режиссер проводит совещание с заведующими отделами, где анализируется прошедшая неделя и планируется дальнейшая работа. Здесь художник по костюмам, заведующий радиоцехом, главный художник и другие ответственные лица поднимают насущные проблемы и вместе прорабатывают возможные варианты.
Свободного времени у режиссера остается мало. Когда такое случается, он не прочь посмотреть какой-нибудь фильм, почитать книгу или просто отключиться и посидеть в тишине. Но чаще всего это время занято прочтением новых пьес и поиском современных тем.
— Во время знакомства с театральными новинками может всплыть старый багаж знаний, — поясняет режиссер Лицейского театра, — и тогда вдруг окажется, что те темы, которые поднимали Гоголь или Аристофан в своих произведениях актуальны и в наши дни. Тогда можно перелистать классиков, обдумать, как ту или иную проблему перенести на сцену. 99% пьес, прочитанных впервые или возобновленных в памяти, откладывается в сознании в так называемый «банк данных», потом они всплывут в памяти в связи с каким-нибудь событием и будут актуальны. Кстати, этот момент очень важен, так как от него зависит репертуар театра на следующий сезон.
Кстати
В эти дни в нашем городе проходит фестиваль любительских театров «Театральная весна-2010», посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и Году учителя в России. Со 2 по 12 апреля тринадцать театральных коллективов будут представлять свои лучшие постановки на разных площадках города, а 18 апреля 2010 года в 18.00 во Дворце культуры студентов и молодежи «Звездный» состоится церемония награждения победителей.
Наталья Гуляева
«Вечерний Омск – Неделя», 31 марта 2010 г.