Восхождение
(О «контекстуальном» Лицейском театре)
«Мы готовы принимать омичей на фестивалях каждый год, потому что это всегда качественно и высокопрофессионально».
(Елена Горфункель, председатель жюри фестиваля
«Рождественский парад», кандидат искусствоведения, профессор СПГАТИ)
…Восхождению Лицейского, с момента основания его Вадимом Решетниковым, уже (или всего?) 15 лет. И «вторая половина» из них — восхождение не только в контексте театрального Омска, а в контексте театральной России. Да ещё и в международном контексте. В общем, XXI век для Омского Лицейского — именно контекстуальный. Ну а уж минувший 2009-й по своей насыщенности стал, наверное, кульминационным для «лицеистов»: и 15-летие, и создание Попечительского совета театра, и яркий юбилейный вечер в Доме актёра, и выпуск первого альбома-проспекта об истории Лицейского, и «зарубежный вояж» во Францию на фестиваль «Молодые театры Европы» с премьерным спектаклем «Альпийская баллада», и участие в Омском международном фестивале «Молодые театры России» с этим же спектаклем.
…А вообще даже любопытно: «Альпийская баллада», поставленная летом прошлого года художественным руководителем театра Сергеем Тимофеевым, спектакль, который ещё в принципе не «обкатался» в Омске, — успел успешно явить себя за полгода на трёх (!) международных театральных форумах. Причём в Гренобле минувшим летом (а на фестивале «Молодые театры Европы» Лицейский был уже второй раз) спектакль произвёл в буквальном смысле слова фурор. «Альпийская баллада» омичей (в главных ролях — прекрасный актёрский дуэт: Мария Токарева и Евгений Точилов) ошеломила европейцев; а Совет организаторов, в который входят режиссёры, актёры и театральные критики многих европейских стран, единодушно признал, что спектакль Лицейского — лучший спектакль фестиваля.
Третьим международным стал предновогодний санкт-петербургский 16-й «Рождественский парад», который ежегодно проводится под эгидой Министерства культуры России и имеет свой собственный «подзаголовок»: «Фестиваль новых театров, новой режиссуры, новой драматургии и театральных инициатив». В нём нынче приняли участие двадцать театральных коллективов из Москвы, Петербурга, Новгорода, Вологды, Самары, Омска, Башкортостана, Турции и Финляндии; и это, напомню, был уже третий по счёту «Рождественский парад» с участием Лицейского: 2002-й год — спектакль «Татарин маленький», поставленный Вадимом Решетниковым; 2008-й — «Зима под столом» в режиссуре Сергея Тимофеева; и вот — 2009-й…
Да, пока не забыл (впрочем, лукавлю: ну как бы я про это забыть-то мог?!): преогромнейший привет от наших бывших омичей-драмовцев, актёров питерского Театра Сатиры на Васильевском — народного артиста России Юрия Ицкова и заслуженных артистов России Надежды Живодёровой и Сергея Лысова; вдень фестивального показа «Альпийской баллады» они звонили «лицеистам», желали им полётного показа и сожалели, что не могут прийти на спектакль, поскольку в этот же вечер у них -премьера, в которой они все заняты; и ещё очень просили меня передать «привет Омску и всем нашим друзьям-омичам!» («…А если получится, то передай привет сразу через два журнала, которые мы всегда читаем: через «Омсктеатральный» и «Омскую музу»!..»)… Какие проблемы?! В «Музу» привет уже переслал, а теперь вот и читателям «ОТ» передаю привет, который я «сфотографировал» в тот же вечер в «ицковско-лысовской» гримёрке (спустя несколько минут после окончания премьерного спектакля Театра Сатиры «Салемские колдуньи» по пьесе Артура Миллера).
…В контексте «Рождественского парада» наша «Альпийская баллада» прозвучала особой и неповторимой «нотой» (констатирую как «живой свидетель»), даже несмотря на то, что омский спектакль, в определённом смысле «камерный», стоял в одном фестивальном ряду с бесспорным фаворитом — крупномасштабным четырёхчасовым действом «Возвращение» по роману Ф.М. Достоевского «Идиот», представленным Театром-мастерской Санкт-Петербургской академии театрального искусства (курс хорошо известного омичам режиссёра Григория Козлова).
…На обсуждении «Альпийской баллады» много говорили не только о режиссуре Сергея Тимофеева, об актёрском дуэте Марии Токаревой и Евгения Точилова (право же, как жаль, что не было среди номинаций «Парада» номинации «Актёрский дуэт»), но и о сценографии. Елена Горфункель, председатель жюри: «Замечательны две стойки-партикабля на переднем плане сцены: они, их разнообразные сочетания дают возможность фактически в течение всего спектакля создавать атмосферу, мизансцену гор; и даже «задник» при этом уже не кажется обязательным, то есть, в принципе, могла бы быть пустая сцена и эти два партикабля. И, конечно же, очень интересная находка — две фигуры, чёрная и белая, которые сразу же воспринимаются как образы, ну, скажем, Жизни и Смерти…»
…Думаю, сейчас уже можно смело утверждать, что счастливым оказалось даже изначалие — сама идея Сергея Тимофеева обратиться к хрестоматийной повести Василя Быкова и не побояться при этом «сконцентрироваться на главном». И сделать так, что из сегодняшнего времени мы смотрим на «сороковые роковые» как на частицу собственной биографии, и наше сопереживание героям — оно уже вообще вневременное… Театр, на мой взгляд, очень ёмко и точно сформулировал в коротком текстовом анонсе концепцию спектакля: «И была борьба между светом и тьмой, и был брошен вызов Судьбе. И было три дня побега, три дня смертельной опасности — во имя жизни и свободы. И всего несколько мгновений счастья тех, кто не покоряются обстоятельствам и, погибнув, остаются победителями… Да сохранят человеческие сердца память о той борьбе и любви, которая победила смерть…» И ещё — небоязнь простых, казалось бы, сценических метафор, одной из каковых стали те самые «две фигуры, чёрная и белая»: и как символ того, что у войны есть всего лишь две краски, и как метафора разноликой Судьбы, которая то подчиняется человеку, то делает его «ведомым». Жизнь и Смерть… Жизнь и Смерть, преследующие героев «в ритме» мощно-трагической «темы Судьбы» из гениальной кантаты Орфа «Кармина Бурана» (и этого надо было тоже не побояться — использовать в спектакле музыку, которая, что называется, «на слуху»!). Всё сошлось в органичном единстве. И, признаюсь, для меня, как зрителя, ещё одним (но уже моим собственным!) камертоном «Альпийской баллады» стали постоянно всплывающие в памяти строчки Арсения Тарковского из его «Первых свиданий»: «…Когда Судьба по следу шла за нами, // Как сумасшедший с бритвою в руке»…
…С удовольствием передаю слово зрительнице-петербурженке Елене Адриановой, дизайнеру журнала «РЖД-партнёр» и газеты «Стрела» (Санкт-Петербург): «У меня это вообще первое знакомство с именитым театральным городом Омском. Как дизайнер, конечно же, особо отметила для себя сценографию Марины Шиповой: очень стильно, грамотно, точно, и сами декорации необыкновенно стильные; создана не просто атмосфера альпийских гор, создана атмосфера самого спектакля, одновременно и тревожная, и светлая. А актёрские работы считаю вообще выше всяких похвал! Честно признаюсь, такого давно не видела; даже в наших знаменитых питерских театрах (и пусть простят меня петербуржцы-театралы) далеко не все актёры могут так замечательно играть. Главное ощущение от актёрского дуэта — ни миллиграмма так называемой «театральной фальши», невероятная подлинность всего происходящего; я сама словно была живым свидетелем кусочка жизни сороковых годов…»
…Интересно говорили об «Альпийской балладе» (и уже с точки зрения её «адресного посыла») побывавшие на фестивальном просмотре бывшие актёры театра «Студия» Любови Ермолаевой» Наталья и Сергей Жулей, ныне живущие и работающие в Петербурге: «Строгость, лаконичность и одновременно высокая романтика. И ещё это словно спектакль-метафора. Впрочем, человек в экстремальных ситуациях — это, наверное, всегда метафора; «пограничные условия» так или иначе очищают человека, выявляют некий «сердечник» в нём,.. Война сегодня для среднего и старшего поколения — как некая «коллективная бессознательная составляющая»: Великая Отечественная — она как будто аккумулировала, вобрала в себя все предыдущие войны. И вот этот фон очень обостряет впечатление от спектакля. А в молодом поколении «Альпийская баллада» Лицейского театра словно проявляет эту «коллективную составляющую», пробуждает в нём то, что мы называем генетической памятью, которая, как некий код, зашифрована в молодых, зашифрована, но не всегда проявлена. Иначе и проще говоря, спектакль «достаёт» из генетической памяти молодых то, что живёт в них на бессознательном уровне, живёт в каждом молодом человеке (уже хотя бы потому, что их деды и прадеды воевали)… Для нас Лицейский театр, в котором мы сегодня побывали, стал не просто «частичкой Омска», частичкой нашей «малой родины», — он стал частичкой Мира благодаря увиденному спектаклю».
«Частичка Мира»… Восхождению Лицейского, с момента основания его Вадимом Решетниковым, уже (или всего?) 15 лет. Через три года — совершеннолетие!
Сергей Денисенко
«Омск театральный», №19 (41) / март 2010 г.