Спектакль-калейдоскоп

Ставить в театре спектакль для детей с одной стороны легко, а с другой – это штука сложная. Легко, потому что сказочный сюжет дает обширный простор для фантазии режиссера. Сложно оттого, что созданные в сказке чудеса бывает не так-то просто воплотить на сцене. Но творческую группу Лицейского театра это не смутило, а наоборот, подтолкнуло к созданию нового спектакля «По щучьему веленью», чья премьера успешно прошла в минувшую пятницу.

По словам режиссера спектакля Сергея Тимофеева, театр давно нуждался в новой постановке, предназначенной для детей. Сказка про Емелю явилась идеальным вариантом — пластичная, танцевальная, хорошо известная и понятная детям, а также дающая обширную свободу для творчества.

Сюжет этой сказки не знает только ленивый. Однажды дурачок и лентяй Емеля поймал в проруби волшебную щуку и отпустил ее на свободу. В ответ щука стала выполнять каждое его желание, даже самое несуразное. И вот по велению Емели ведра с водой сами идут в дом, дрова колотят обидчиков, печь разъезжает по городу. После традиционной завязки события на сцене Лицейского театра развиваются немного иначе.

Одна из прелестей сказочных историй именно в гибкости: бери за основу известный сюжет и придавай ему новые силуэты. Так, спектакль «По щучьему велению» помимо Емели населили герои других сказок — Царь-Горох, и его дочь — Царевна-Несмеяна.

Это не единственное новшество, введенное в постановке. Старая сказка потребовала адаптации к нашей действительности, поэтому обросла современными и весьма остроумными диалогами. Зрители сразу понимают, что действия хоть происходят в какой-то сказочной стране, но она очень напоминает нашу реальность. Например, Емеля травит байки про марсиан, а его брат Демьян мечтает о банковском счете. Форма сказки хоть и претерпела изменения, но сути своей не поменяла. Главная мысль в постановке стала даже точнее и выразительнее чем в первоисточнике: чудеса случаются только с теми, кто в них верит.

Спектакль «По щучьему велению» чем-то напоминает детскую игрушку «Калейдоскоп». Смотришь в трубку, а там разноцветные стеклышки складываются в причудливые узоры. Так и здесь смешение различных музыкальных направлений, танцевальных стилей и театральных традиций удивляют в каждой сцене своими удивительными комбинациями. Здесь мы видим не только привычный нам классический театр, но и элементы других направлений: кукольный театр, масочный театр Петрушки, а также комедия дель арте.

Смешение народной и современной музыки дополняется разнообразными танцевальными номерами. Герои танцуют то лезгинку, то ламбаду, то степ. Кстати, именно степ стал одной из «фишек» данного спектакля. Чтобы актеры смогли овладеть навыками этого танца, на репетиции был специально приглашен балетмейстер Виталий Статилко.

— Наш балетмейстер оказался не только прекрасным танцором, но и чудесным педагогом, рассказывает режиссер спектакля Сергей Тимофеев. — Он смог привить нам культуру степа, заразить этим всех нас. На разных этажах во время репетиции люди били степ. Цокот стоял невозможный! В целом подготовка к спектаклю заняла 3 месяца, если считать перерывы на праздники. Но я считаю, что за это время мы всей командой сделали очень много. Конечно, нам еще далеко до совершенства, но мы стараемся.

Кажется, что режиссер задумал совместить в своем спектакле все и сразу: наложил народную сказку на современность, сдобрив это блюдо танцевальными и музыкальными номерами. Но изобилие идей и экспериментов не делает постановку тяжеловесной и запутанной, а, наоборот, в ней необыкновенно много легкости, динамики, веселья.

На премьере спектакль оценили сполна. Громко хлопали все: от самого маленького зрителя, которому было едва ли 3 года, до старших зрителей и заядлых театралов.

 

Екатерина Шишикина,

www.otdohniomsk.ru, 15 марта 2010 г.