Будет 100 всегда (по Цельсию) с энергетикой Лицейского!..
Тему для сегодняшнего материала — первого в наступившем и уже взявшем мощный старт 2010-м году долго выбирать не пришлось, ибо вполне логично подумалось: коль уж у рубрики «Арт-максимум» нынешний год юбилейный (10 лет!), — надо в гости сегодня тоже кого-нибудь из юбиляров пригласить. Ну а «юбилеил» намедни, да ещё и «по-крупному» — молодой и талантливый омский Лицейский драматический театр, отметивший своё 15-летие.
Да и вообще весь 2009-й был в Лицейском неимоверно творческим и событийно насыщенным, начиная с создания весной Попечительского Совета театра, который возглавил председатель Горсовета Сергей Алексеев; его заместителями в Попечительском Совете стали депутат Сергей Быструшкин и заместитель мэра Владимир Куприянов (так что теперь в Омске уже у двух театров есть Попечительские Советы — у Академической драмы и Лицейского драматического).
Одним из самых значительных событий минувшего года, несомненно, стала постановка в Лицейском спектакля «Альпийская баллада». Прямо скажем, это была счастливая идея художественного руководителя театра Сергея Тимофеева — инсценировать легендарную повесть Василя Быкова, да ещё «с прицелом» на международные фестивали. В одном из интервью Тимофеев говорил: «Мы искали выразительный материал, в котором главное — не слово… И, конечно же, «пропустить через себя» эту важную и вечную тему — тему войны — было чрезвычайно сложной задачей. До конца оставалось ощущение неподъемной глыбы, и мы все шли к премьере с одним и тем же вопросом: что из этого получится?..»
А получилось — восхождение «Альпийской баллады» (в главных ролях — прекрасный актёрский дуэт: Мария Токарева и Евгений Точилов). И началось это восхождение во Франции, в июле 2009-го, на XXI гренобльском Международном фестивале «Молодые театры Европы» (и, кстати, как тут вновь не упомянуть Попечительский Совет «лицеистов», без помощи которого эта поездка вряд ли состоялась бы!). Это был уже второй вояж омичей во Францию (напомню, что в 2008-м «лицеисты» показывали спектакль «Зима под столом» в рамках XX фестиваля «Молодые театры Европы»). «Альпийская баллада» омичей ошеломила европейцев! Фестивальный показ закончился около 10-ти часов вечера, но зрители не расходились до часу ночи. Совет организаторов, в который входят режиссёры, актёры, театральные критики Италии, Испании, Германии, Франции, Хорватии и других европейский стран, были единодушны: спектакль Лицейского — лучший спектакль фестиваля! Много раз звучало, что это «вообще лучший спектакль за всю историю «Молодых театров Европы»! А знаете, как «окрестили» европейцы молодую актрису Марию Токареву? «Русская Джульетта Мазина»!.. Добавлю к этому, что наш Лицейский официально приглашён на фестивали в Милан и Рим (ну а Гренобль — это уже, естественно, само собой), а ряд европейских режиссёров выразили желание приехать на стажировку в Лицейский театр.
Вторым «по счёту» Международным театральным форумом, в котором приняла участие «Альпийская баллада», стали омские «Молодые театры России», прошедшие осенью в Омске. Ну а под занавес года — и третий Международный грянул: санкт-петербургский 16-й «Рождественский парад», в котором нынче приняли участие двадцать театральных коллективов из России (Москва, Петербург, Новгород, Вологда, Самара, Омск), Башкортостана, Турции» Финляндии. И вновь — в качестве «напоминания»: это был уже третий по счёту фестиваль «Рождественский парад» с участием наших «лицеистов» (2002-й год — спектакль «Татарин маленький», поставленный основателем Лицейского и его первым художественным руководителем Вадимом Решетниковым; 2008-й — уже знакомая вам «Зима под столом» в режиссуре Сергея Тимофеева; и вот — 2009-й, «Альпийская баллада»). Впрочем, тут всё закономерно, поскольку хорошо помнятся слова арт-директора фестиваля Татьяны Ларионовой и бессменного председателя жюри и, по сути, идеолога и создателя «Рождественского парада», кандидата искусствоведения, профессора Санкт-петербургской государственной Академии театрального искусства Елены Горфункель: «Мы готовы принимать омичей на фестивалях каждый год, потому что это всегда качественно и высокопрофессионально».
…В принципе, не припомню аналогов, чтобы премьерный спектакль, только-только поставленный в «родных стенах», — тут же помчался по международным маршрутам, собирая овации в разных городах, весях и странах. Браво, Лицейский!
…А в «промежутке» между фестивалями — глобальный ноябрьский юбилейный Вечер в Доме актёра (15-летие — оно раз в жизни бывает, как-никак!). И что было кульминацией того Вечера — не берусь судить (хоть и был его «свидетелем»): энергетика «лицейского» представления? сверхпереполненный зал Дома актёра? сверхобилие т.н. вип-персон на Вечере? вышедший к юбилею замечательный полноцветный альбом-проспект об истории Лицейского (и вновь — браво за это Попечительскому Совету театра — и за идею, и за помощь!)?.. А может, кульминацией был элегантный небольшой автобус, подаренный мэрией Омска театру (и, по-моему, с явным намёком на то, что, мол, давайте и дальше по фестивалям путешествуйте)?..
Не знаю, можно ли доехать на автобусе, подаренном мэрией, до Гренобля или Рима, где в нынешнем году с нетерпением ожидают омский Лицейский театр. А то ведь, кабы можно, — сколько проблем сразу бы разрешилось!..
Вперёд, Лицейский!
Сергей Денисенко
Журнал «Максимум», январь-февраль 2010 г.