А мы на уроках – играем!

В Омском Лицейском театре завершил свою стажировку студент театрального факультета Германии Дмитрий Шумахер. Он родом из Подмосковья, прекрасно говорит по-русски, и уже 18 лет живет на своей исторической родине.

Знакомство гражданина Германии с лицеистами произошло этим летом на театральном фестивале в Гренобле. Ли­цеисты тогда покорили европейцев своим спектаклем «Альпийская баллада». И Дми­трий Шумахер, увидев его, решил пости­гать систему Станиславского в Омске.

В Лицейском театре он две недели изучал театральное дело, посещал все репетиции, осваивал разминки и танце­вальные программы, А затем будущий не­мецкий режиссер и театральный педагог и сам вышел на сцену. В репертуарном спектакле Лицейского театра «Ревнивая к себе самой» Шумахер исполнил роль на­емного скорохода Сантильяны.

— Узнать его в Сантильяне было очень сложно. Словно настоящий Штирлиц, Дима не раскрывал своего лица, — заме­тил художественный руководитель Лицей­ского театра Сергей Тимофеев.

Омичей же молодой немецкий специа­лист познакомил с довольно популярной у себя на родине концепцией социального, или форум-театра.

— Это явление возникло в Бразилии лет 30-40 назад. А в 1990-е годы проникло в Европу, — рассказывает Дмитрий Шума­хер. — Форум-театр — это театр не для зри­теля, а со зрителем, который тоже участвует в постановке. В спектакле, в основном им­провизируя, мы разыгрываем простейшие банальные ситуации, в которых есть кон­фликт. Здесь всего четыре роли — Модератор (ведущий), Агрессор, Жертва и Свидетель. Агрессор будет, соответственно, угнетать жертву. Играть при этом нужно неправиль­но, чтобы конфликт был максимально обо­стрен. В любой момент зритель может за­менить актера и войти в игру. Появляется возможность проиграть эту же ситуацию по-другому. Ведь каждый человек будет вести себя по-своему. И поэтому един­ственно правильного варианта здесь быть не может. Есть только более или менее уместный вариант.

После спектакля мы все обсуждаем, проводим анализ. В этом, собственно, и состоит форум. На нем участники делятся своими ощущениями, объясняют, почему они среагировали именно так, а не иначе. Эта методика сейчас активно применяет­ся в работе с иммигрантами, которые не знают немецкого языка. Чтобы они легче адаптировались, и создаются вот такие театральные группы под руководством профессиональных режиссеров и педаго­гов. Также нас часто приглашают и в школы для аналогичных занятий с детьми. Наша деятельность очень востребована.

— У этого театра, действительно, очень важное социальное значение, — поясняет Сергей Тимофеев. — Погрузить в обстоя­тельства с помощью него можно любого человека. В нашем случае человек ока­зывается в неожиданной ситуации, когда ему нужно защищаться, выбираться из опасности. Если, скажем, к вам на улице подойдет незнакомец и отберет фотоап­парат или мобильный телефон. Человек, который это уже испытал, то есть прои­грал роль на сцене, знает эту ситуацию и не будет ее бояться. Если он и столкнется с этим в жизни, то будет четко представ­лять, что ему нужно делать, как реагиро­вать. Как я понимаю, в этот театр очень многое пришло от психотерапии.

Анастасия Иголкина

«Омский вестник», 3 февраля 2010 г.