Дела давно минувших дней

 

28 октября и 17 ноября 2011 года в 19.00 в Лицейском театре пройдет спектакль «Ладо мое…» по мотивам хорошо известной пьесы А.Н. Островского «Снегурочка» в постановке артиста академического театра драмы Руслана Шапорина.

 

В спектакле речь идет о дохристианской языческой Руси с ее культом любви, силы, воинской доблести, когда наши предки не были знакомы с понятием греха и существовали в гармонии с природой.

Пьеса написана в форме сказ­ки, и такой она воспринималась современниками Островского и в советское время. Но, оказы­вается, сегодня она воспринима­ется в ином мировоззренческом ключе.

О той доисторической Руси не сохранилось почти никаких пря­мых письменных свидетельств. Сведения о ней дошли лишь в виде преданий, суеверий да имен богов (Дажбог, Перун, Белее, Ярило…), и потому данный спек­такль можно воспринять как за­полняющую нишу поэтическую картину того канувшего в Лету времени.

Пьеса отличается таким вы­соким поэтическим строем, что вдохновила композитора  Римского-Корсакова на на­писание одной из самых лучших его лирических опер. Обширный текст Островского изрядно упрощен, отсутствует целый ряд действующих лиц, таких как Вес­на-Красна, Дед Мороз, Маслени­ца, но сохранилась поэтическая прелесть «Снегурочки».

Перед глазами зрителей про­ходят картины хороводов, пля­сок, карнавалов, объяснений в жгучей любви, дикой испепеля­ющей ревности и, конечно, драк. Драка, в которой атлетического сложения торговый гость Миз­гирь (артист Евгений Точилов) расправляется с множеством берендеев, поставлена пластиче­ски так впечатляюще, что больше напоминает вдохновенный танец (балетмейстер Наталья Видяскина). Автор этих строк, сам никогда не дравшийся и прин­ципиально не признающий такой способ решения проблем, как говорится, только рот раскрыл от восхищения. Маленький камер­ный зал способствует эффекту не только присутствия в зале, но и как бы участия в действии.

Нешуточные страсти кипят на сцене. Мизгирь полюбил краса­вицу Купаву (Ольга Быкова), уже объявлена их помолвка, но увидев Снегурочку (Татьяна Ходыкина), без ума влюбляется в нее и отказывается от Купавы. Оскорбленная, она идет жало­ваться царю Берендею (Игорь Горчаков): «Батюшка, светлый царь! / Нешто так водится? / Где ж это писано, / Где же по­казано? / Сердце-то вынувше, / Душу-то вызнобив, / Девичей ласкою / Вдоволь натешившись, / Вдоволь нахваставшись, / При людях девицу / Назвал бесстыжею». Справедливый и добропорядочный царь решает жестоко наказать Мизгиря, но увидев Снегурочку, сам был покорен ею, простил Мизгиря и благословил их на брак. С луча­ми солнца Снегурочка, по пьесе, должна была растаять, а Мизгирь в отчаянии броситься в озеро. Однако в спектакле финальная сцена позволяет зрителю самому домысливать судьбу Снегуроч­ки, которую Мизгирь уносит на руках. Купава, недолго думая, нашла себе другого жениха — па­стушка Леля (Вячеслав Еремин).

Поскольку от Древней Руси не сохранились материальные па­мятники, то было бы неправильно наполнять сцену современной бутафорией и реквизитом, и потому постановщики приняли единственно правильное реше­ние: сцена пуста, на ней лишь расколотая пополам березовая чурка (она во все времена одна и та же) да огромный меч.

Все действующие лица в полотняных рубахах простейшего пошива, сарафанах, штанах, а то и вовсе безо всего – в бане за полупрозрачной завесой (тела людей ведь тоже такие, какими были тысячу лет назад). Ничто не отвлекает от создания чисто поэтических образов, и удача налицо.

Созданы яркие колоритные образы: роскошен царь Берендей, похожий на кудесника с рисунка В. Васнецова к стихотворению Пушкина «Песнь о вещем Олеге»; хрустально прозрачна и потому неземного вида Снегурочка (Татьяна Ходыкина), картинный пастушок Лель (Вячеслав Еремин), с трудом узнаваемая Ольга Тверитина в роли старухи Бобылихи, сказочно красива Купава с огромными глазами, существующими как бы сам по себе, как у Блока: «И очи синие бездонные / Цветут на дальнем берегу». Натуральными предстают и остальные «бepeндеи обоего пола»: Лада (Мария Токарева), Елена Прекрасная (Светлана Токарева), Малуша (Надежда Лубнина), Радушка (Дарья Мегдан), Курилка (Юрий Щадукин), Брусило (Александр Боткин), Бермята (Иван Притуляк), Лад (Александр Серов). Спектакль говорит о хорошем вкусе и широте взглядов его нынешнего художественного руководителя Сергея Тимофеева. Уверена, что в нынешнем сезоне театр удивит и другими спектаклями, авторами, актерскими и режиссерскими работами и это даст новую пищу для нашего ума и сердца.

Ольга Булгакова

«Новое обозрение», №54 (671) / 26 октября 2011 г.