«Все мы грешники здесь, блудницы»

 

Лицейский театр приглашает посмотреть пьесу Михаила БУЛГАКОВА «Зойкина квартира».

 

Пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира», написанная во времена НЭПа (1925 г.), в последние три десятилетия широко разошлась по театрам страны. Особенность постановки ее без­временно ушедшего из жизни руководителя театра Вадима Решетникова прежде всего в том, что он отказался от об­личительного пафоса, который придавался пьесе при советской власти. От постановщиков того времени требовал ось показывать «подсудимых истории», «запу­тавшиеся души», «жертвы соб­ственнических пороков», пом­нить, что «каждый персонаж — жуткий грешник», «каждый актер должен быть художником-прокурором своего образа».

Позиция Вадима Решетникова вполне оправданна. Во-первых, изменились времена. На фоне многомиллиардных афер совре­менников персонажи спектакля выглядят лишь милыми шалунами, не считая китайца Херувима (ар­тист Вячеслав Еремин), зарезав­шего с целью ограбления богатого русского предпринимателя по фамилии Гусь (Олег Малицкий). Во-вторых, в мышлении поста­новщика, возможно, отразилась известная христианская заповедь: не судите, да несудимы будете.

Как бы то ни было, спектакль получился проще, светлее, в нем минимум трагического, обличительного, а больше коме­дийного. Центральной фигурой в нем оказалась не Зоя Денисовна Пельц (Наталья Виташевская) — безнравственный предпринима­тель с авантюрным уклоном, а, скорее, неунывающий мошенник Аметистов (Иван Притуляк) с туманным прошлым и неопреде­ленным будущим. Он появляется с вокзала в таком плачевном виде, будто его трепали собаки. Разодрано всё: майка (рубашки нет), пиджак, штаны держатся на веревочках, но вот он уже франт, разодетый по парижской моде.

Артист эксцентричен, спорти­вен, танцует с хорошим чувством ритма. Его Аметистов, как и следует из пьесы, беспринципен, лгун, шулер, но вместе с тем смел, решителен, легко сходится с людьми и потому чрезвычайно привлекателен в глазах зрителя. Лишь один пример его остроумия и находчивости из диалога с Зоей:

«Зоя. Тебя же расстреляли в Баку?

Аметистов. Пардон, пардон, так что же из этого? Если меня расстреляли в Баку, я, значит,

и в Москву не могу приехать? Меня по ошибке расстреляли, совершенно невинно».

Образ Аметистова вполне перекликается с гоголевским Хле­стаковым и, в свою очередь, очевидно яв­ляется матрицей (ос­новой) для создания персонажа Остапа Бендера из произведения «Двенадцать стульев», написанного Ильфом и Петровым спустя три года после появления «Зойкиной квартиры».

Подлинным арти­стом являет себя и Олег Малицкий. Он представляет вальяж­ного господина, ба­рина, философа, но с грешком блудодеяния. Выразительно не только его лицо, но и его манера говорить, двигаться, забавен его Гусь, даже когда сидит и дремлет с закрытыми глазами. Он распо­лагает к себе несуетливостью, глубокомысленностью, от него исходит харизма, обаяние, как и от Аметистова, хотя он во всем его полная противоположность.

Женские образы, кажется, не так четко и глубоко охарактери­зованы, но тем не менее Наталья Виташевская отлично вживается в образ умной и расчетливой бизнесвумен, которая терпит фиаско лишь из-за чрезвычай­ных обстоятельства, которые предвидеть было никак нельзя: в ее квартире убивают человека. Хороша горничная Манюшка (Светлана Токарева), она со­образительна, рискованна под стать своей хозяйке Зойке, легко порхает по сцене, а в финале ещё и исполняет зажигательный пародийный танец в стиле а-ля рус

В спектакле занято около двадцати артистов, и нет возможности и необходимости характеризовать игру каждого, но запоминаются все: «недреманное око» — председатель домкома, хитрый и осторожный взяточник Портупея (Евгений Точилов), жестокий и трусливый китаец Гандзалин (Игорь Горчаков), ряд дам из швейной мастерской, ночами превращающейся в «веселый дом», в исполнении Анастасии Максименко, Надежды Лубниной, Ольги Быковой, Анастасии Глебовой, Ольги Тверитиной, Марии Токаревой, Дарьи Мегдан,

Удивляет во всех одно — как легко наши, казалось бы, простые девушки и юноши претворяются в образы сложные, совершенно им не свойственные. Казалось бы, они ограничены местом жи­тельства (Омск), образованием, профессией, но, оказывается, могут существовать и в ином качестве, передавать напряжен­ные драматические ситуации и соответствующие типы людей. Это свидетельствует о той или иной степени таланта молодых артистов. Так, студентку первого курса академии Олю Быкову многим приходилось видеть на уличном представлении, посвя­щенном Дню Победы, где она в форме военного почтальона неслась через толпу, раздавая на­лево и направо письма с фронта, как зримый образ Победы.

«Зойкину квартиру» зри­тели смогут увидеть 15 или 16 июня. Начало спектакля в 19.00.

Ольга Булгакова

«Новое обозрение», №27 (644) / 15 июня 2011 г.