«Все мы грешники здесь, блудницы»
Лицейский театр приглашает посмотреть пьесу Михаила БУЛГАКОВА «Зойкина квартира».
Пьеса Михаила Булгакова «Зойкина квартира», написанная во времена НЭПа (1925 г.), в последние три десятилетия широко разошлась по театрам страны. Особенность постановки ее безвременно ушедшего из жизни руководителя театра Вадима Решетникова прежде всего в том, что он отказался от обличительного пафоса, который придавался пьесе при советской власти. От постановщиков того времени требовал ось показывать «подсудимых истории», «запутавшиеся души», «жертвы собственнических пороков», помнить, что «каждый персонаж — жуткий грешник», «каждый актер должен быть художником-прокурором своего образа».
Позиция Вадима Решетникова вполне оправданна. Во-первых, изменились времена. На фоне многомиллиардных афер современников персонажи спектакля выглядят лишь милыми шалунами, не считая китайца Херувима (артист Вячеслав Еремин), зарезавшего с целью ограбления богатого русского предпринимателя по фамилии Гусь (Олег Малицкий). Во-вторых, в мышлении постановщика, возможно, отразилась известная христианская заповедь: не судите, да несудимы будете.
Как бы то ни было, спектакль получился проще, светлее, в нем минимум трагического, обличительного, а больше комедийного. Центральной фигурой в нем оказалась не Зоя Денисовна Пельц (Наталья Виташевская) — безнравственный предприниматель с авантюрным уклоном, а, скорее, неунывающий мошенник Аметистов (Иван Притуляк) с туманным прошлым и неопределенным будущим. Он появляется с вокзала в таком плачевном виде, будто его трепали собаки. Разодрано всё: майка (рубашки нет), пиджак, штаны держатся на веревочках, но вот он уже франт, разодетый по парижской моде.
Артист эксцентричен, спортивен, танцует с хорошим чувством ритма. Его Аметистов, как и следует из пьесы, беспринципен, лгун, шулер, но вместе с тем смел, решителен, легко сходится с людьми и потому чрезвычайно привлекателен в глазах зрителя. Лишь один пример его остроумия и находчивости из диалога с Зоей:
«Зоя. Тебя же расстреляли в Баку?
Аметистов. Пардон, пардон, так что же из этого? Если меня расстреляли в Баку, я, значит,
и в Москву не могу приехать? Меня по ошибке расстреляли, совершенно невинно».
Образ Аметистова вполне перекликается с гоголевским Хлестаковым и, в свою очередь, очевидно является матрицей (основой) для создания персонажа Остапа Бендера из произведения «Двенадцать стульев», написанного Ильфом и Петровым спустя три года после появления «Зойкиной квартиры».
Подлинным артистом являет себя и Олег Малицкий. Он представляет вальяжного господина, барина, философа, но с грешком блудодеяния. Выразительно не только его лицо, но и его манера говорить, двигаться, забавен его Гусь, даже когда сидит и дремлет с закрытыми глазами. Он располагает к себе несуетливостью, глубокомысленностью, от него исходит харизма, обаяние, как и от Аметистова, хотя он во всем его полная противоположность.
Женские образы, кажется, не так четко и глубоко охарактеризованы, но тем не менее Наталья Виташевская отлично вживается в образ умной и расчетливой бизнесвумен, которая терпит фиаско лишь из-за чрезвычайных обстоятельства, которые предвидеть было никак нельзя: в ее квартире убивают человека. Хороша горничная Манюшка (Светлана Токарева), она сообразительна, рискованна под стать своей хозяйке Зойке, легко порхает по сцене, а в финале ещё и исполняет зажигательный пародийный танец в стиле а-ля рус
В спектакле занято около двадцати артистов, и нет возможности и необходимости характеризовать игру каждого, но запоминаются все: «недреманное око» — председатель домкома, хитрый и осторожный взяточник Портупея (Евгений Точилов), жестокий и трусливый китаец Гандзалин (Игорь Горчаков), ряд дам из швейной мастерской, ночами превращающейся в «веселый дом», в исполнении Анастасии Максименко, Надежды Лубниной, Ольги Быковой, Анастасии Глебовой, Ольги Тверитиной, Марии Токаревой, Дарьи Мегдан,
Удивляет во всех одно — как легко наши, казалось бы, простые девушки и юноши претворяются в образы сложные, совершенно им не свойственные. Казалось бы, они ограничены местом жительства (Омск), образованием, профессией, но, оказывается, могут существовать и в ином качестве, передавать напряженные драматические ситуации и соответствующие типы людей. Это свидетельствует о той или иной степени таланта молодых артистов. Так, студентку первого курса академии Олю Быкову многим приходилось видеть на уличном представлении, посвященном Дню Победы, где она в форме военного почтальона неслась через толпу, раздавая налево и направо письма с фронта, как зримый образ Победы.
«Зойкину квартиру» зрители смогут увидеть 15 или 16 июня. Начало спектакля в 19.00.
Ольга Булгакова
«Новое обозрение», №27 (644) / 15 июня 2011 г.