Т. S. Истории Одного Режиссёра
Те, кто следит за судьбой Лицейского театра, помнят замечательную плеяду решетниковских актёров. Они всё начинали, они всё построили. Вместе со своим руководителем — Вадимом Станиславовичем Решетниковым. Многие сегодня уже далеко — не только от театра, но даже от Омска.
Однако есть и обратные примеры.
Путь у Евгения Бабаша, в прошлом ведущего актёра Лицейского театра, в настоящем — педагога-режиссёра Первой студии — всегда был извилистым, полным сомнений. Куда бы он ни шёл и чем бы ни занимался. Но какая-то закономерность словно закольцовывает все его дороги, чтобы, второй раз войдя в ту же воду, «проплыть» её профессиональнее, сильнее, взрослее.
УШЁЛ И… ВЕРНУЛСЯ
Когда театральные, актёрские рамки показались ему тесными, ушёл в шоу-бизнес, в «тусовку». Был ведущим различных развлекательных мероприятий и вечеринок. Старался делать свою работу честно, на чётких внутренних принципах, создавая людям хорошее настроение и не изменяя при этом самому себе. Как-то в разговоре несколько лет назад, в период его активной «тусовочной» жизни, я спросила Женю, не скучает ли он по актёрской профессии, по театру, с которым его до сих пор ассоциируют, несмотря на то, что прошло столько времени. И он ответил тогда: «От театра сложно оторваться. Актёрство как наркотик. Большинству освободиться не удаётся, они уходят, а потом снова возвращаются».
И Женя тоже вернулся — в новом качестве. Уже четыре года он руководит Первой студией при Лицейском театре, в которой азы актёрского ремесла постигают дети 13-18 лет.
ВСЕМУ СВОЁ ВРЕМЯ
Стоит заметить, что студия не гарантирует попадание в основную труппу. Конечно, если ребёнок ярко проявил себя, обладает фактурой, личными качествами, то вполне возможно, что ему предложат попробовать подняться на новую ступеньку актёрской лестницы.
Но главное, студия даёт возможность ребятам почувствовать театральную атмосферу, понять, как это интересно и тяжело — быть актёром, расширить свой кругозор, научиться думать, размышлять, более глубоко и точно оценивать то, что видишь. Вот поэтому ребята, которых «ведёт» Евгений Бабаш, занимаются не только театром. Они обсуждают книги, спектакли, много разговаривают, знакомятся с основами философии. Вот такая вот насыщенная педагогика с большой «нагрузкой на голову». Так что свою «учебную» функцию студия реализует по полной программе. Кто ищет более простых путей, надолго не задерживается. И самое интересное, что сегодня, спустя четыре года после первого набора в студию, сделанного режиссёром, с ним осталась практически половина состава, а это почти 20 человек.
Как отмечает Бабаш, ему комфортно в роли педагога. Всё-таки даёт о себе знать изначальное педагогическое образование. Однако, сегодня он ставит перед собой и пытается решить более сложные задачи, чтобы понять, на что способен в режиссёрской профессии.
— Я точно знаю, что всё приходит в свой момент и в том виде, в котором нужно. Когда я был артистом, о режиссуре не думал вообще. Эти мысли появились гораздо позднее. И как только они оформились в какую-то внутреннюю необходимость, появилась возможность её реализовать — Сергей Тимофеев, худрук Лицейского театра, предложил мне поработать в этой сфере, за что ему большое спасибо. Причём не просто предложил, но предоставил полную самостоятельность.
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА
Результатом этой самостоятельности стали два спектакля. Первый — «почти сказка» (как обозначен жанр) «Людвиг + Тутта» по сказке Я. Экхольма «Тутта Карлсон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие». Второй — музыкальная драма по мотивам повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» под названием «T.S. Истории Одного Лета». Обе постановки потребовали написания инсценировок, эта работа также легла на плечи Евгения Бабаша. В результате классические, известные всем с детства истории обрели новые акценты, которые интересно расставлять молодым актёрам и любопытно считывать молодым зрителям.
В связи с объективными обстоятельствами «Людвиг + Тутта» не игрался несколько месяцев. Сегодня режиссер восстанавливает спектакль, вводит новых исполнителей. Несмотря на то, что творческая концепция не подверглась глобальным изменениям, это уже другой спектакль.
«T.S. Истории Одного Лета» заслуживают внимания сразу по нескольким причинам. Во-первых, путём кастинга были отобраны главные герои. Во-вторых, результаты, которые были достигнуты за полтора года работы с ребятами, слабо представляющими, что такое театр, без преувеличения высокие. И, в-третьих, «Истории» стали интересным театральным проектом, удостоенным чести открыть текущий творческий сезон в Лицейском.
НЕ КАК У АВТОРА. ИМЕЕМ ПРАВО
Первое, что бросается в глаза, — предупреждение авторов спектакля зрителю: у нас будет не так, как у Марка Твена. Имеем право. Да и автор на нас вряд ли бы обиделся, с чувством юмора и самоиронией у него был полный порядок. Но на деле оказывается, что ничего сверхтвеновского, постороннего, в этой истории, рассказанной лицеистами, по сути и нет. Да, «ущемлена в правах» линия Тома и Бэкки, которая в спектакле проявляется ненадолго в самом начале и до второй части пропадает. Взаимоотношения Тома и тети Полли, которые раскрываются в повести Твена, здесь тоже практически не прорисованы. Зато оживает и персонифицируется американский городок Санкт-Петербург, у автора книги обозначенный лишь слегка. В нём появляются типажи его жителей, а вместе с этим и новый пласт смысла, и режиссёрская тема. «Я не ищу сюжет, я ищу тему», — говорит Бабаш. И он вытаскивает свою тему из того, что у Твена обозначено словно в проброс, на чём не заостряется внимание, строя собственное сюжетное пространство и собственную сценическую историю. Внимательная, подробная работа с текстом, с деталями, которую никак не назовёшь отсебятиной, паразитирующей на «вечной классике».
УЖАС И СЧАСТЬЕ ОДНОГО ГОРОДКА
«Лето — это маленькая жизнь», — говорит вслед за известным бардом режиссёр. Что можно успеть сделать за одно лето? Вы даже не представляете, сколько всего! Влюбиться, совершить какой-нибудь подвиг и кучу проказ, почувствовать ответственность за других и собственное одиночество. А главное — за одно лето можно повзрослеть и понять: у этого мира свои законы. Они часто суровы и ещё чаще несправедливы. Но поделать ничего нельзя. Кроме как оставаться человеком, несмотря ни на что.
Жители Санкт-Петербурга строят церковь под руководством пастора (Евгений Серобабин), сопровождая работу пением (к безусловным достоинствам этого спектакля стоит отнести массовые сцены, в которых прорисован и наделён характером каждый её участник, при том что текста ни у кого нет). Работают слаженно, поют дружно, перемежая стуки воображаемых молотков с хлопками ладоней по доскам, фиксируя ритм песни. Они едины и увлечены и стройкой, и пением, поэтому строительство порой очень напоминает репетиции кантри-бенда. Но как только священник распускает этот «городской ансамбль» и произносит «Дети мои, на сегодня достаточно», дружная паства распадается на множество характеров со своими взглядами на эту жизнь, своими представлениями о морали, о том, что «портит вид этого города», а что нет. Сплетничают за спиной, улыбаются в глаза, делают выводы, не разбираясь в деталях, концентрируются на мелочах, забывая о главном. Словом, живут обычной жизнью, вечно чем-то недовольные.
В этом же пространстве живут дети. И ни о чём подобном даже не задумываются. У них дела поважнее — бородавки с помощью мёртвой кошки свести, варенье из погреба тёти Полли утащить. И они абсолютно счастливы. И режиссёр задает вопрос: почему в одинаковых условиях одним этот город кажется адом, а другим здесь абсолютно комфортно?
— Марк Твен пишет в своём дневнике об этом: Санкт-Петербург — ужасное место. Люди всё время чувствуют себя несчастными, жалуются на жизнь. Но почему-то детям здесь хорошо. В Евангелие от Матфея есть такая фраза: «Истинно говорю вам: если не станете, как дети, не войдёте в царствие Божие». Взрослые сами создают вокруг себя эту жизнь. Они знают, как надо, и не представляют, как этого достичь. А ребёнок просто радуется тому, что трава — зелёная, небо — голубое, а вода в реке — холодная. Эта тема стала для меня интересной, и в результате выплеснулась вот в такую форму.
БОРОТЬСЯ, ПРОЯВЛЯЯ ЛУЧШЕЕ
Кстати о форме. Решение для спектакля было найдено лаконичное и ёмкое. В распоряжении актёров — только несколько досок, из которых строят церковь, сооружают лавочки. Они же служат тем знаменитым забором, покраску которого Том Сойер (Михаил Васильев) так мастерски «продал» соседскому мальчишке. Они превращаются в могильные плиты на кладбище, по которым эффектно отстукивают «мертвецы» (ещё сцену назад — жители городка Санкт-Петербург), словно протестующие против тех гадостей, которые творят на земле люди.
На сцене всё подвижно, всё функционирует и несёт смысл. Нет ничего лишнего, и нет ощущения того, что чего-то не хватает. Сквозь доски забора трогательно прорастают красные тюльпаны, а лавочки в момент превращаются в скамейки для хора жителей-прихожан, которые под дирижирование неутомимого пастора поют во славу пропавшего и вновь объявившегося Тома Сойера.
Музыки вообще много в этом спектакле. Ребята акапелла поют американские спиричуэлсы, среди которых рефреном звучит один, выводящий ещё одну важную тему «Историй». «Sometimes I feel like a motherless child» — поёт хор прихожан. «Иногда я чувствую себя сиротой» — звучит перевод. И думается, это больше, чем отсылка к биографии Тома, которого тётя Полли (Юлия Елфимова, Екатерина Катрина) обещала своей умирающей сестре взять на воспитание. Скорее, это сиротство в более глобальном смысле. Одиночество среди людей, занятых собой, не способных на милость к ближнему. Одиночество, к пониманию которого приходишь слишком рано. О том, что никому не нужен и никем не любим, говорит Тому Гекльберри Финн (Денис Бондарев), забаррикадировавшись в своей бочке. Об одиночестве оставленного всеми человека говорит сцена казни Мэффа (Роман Артюшевский), когда народ не желает даже разобраться, кто на самом деле убил молодого доктора. И если книжный Том Сойер пропал на несколько дней потому, что пустился в приключения от неудачи с Бэкки (Арина Герман) и по-юношески злился на близких за отсутствие внимания, то наш Том Сойер вынужден стать отшельником, чтобы обезопасить свою жизнь. Ведь это они с Геком были свидетелями преступления, которое совершил индеец Джо (Дмитрий Татарченко, Павел Симкин), убив доктора Робинсона (Борис Филимонов) и подставив Мэффа.
И теперь кажется неслучайным отсутствие в спектакле взаимоотношений Тома и тёти Полли. С её стороны они ещё как-то обозначены — тётя переживает за сорванца, она ответственна за него перед памятью сестры, она поднимает жителей на поиски, когда Том и Бэкки пропадают в пещере. Со стороны мальчика нет ничего. Он как будто не прикреплён ни к кому и ни к чему. По большому счёту он сам у себя в этом мире. «Sometimes I feel like a motherless child»…
«Вы портите весь вид нашего города», — говорит одна из жительниц Геку. Ещё недавно она говорила то же самое, но только про забор. И пастор, разучивая с прихожанами «новую концертную программу», пытается как-то втолковать «детям своим» мысль про милосердие, про неравнодушие к бедам ближнего. Самым ярким и знаковым проявлением этого милосердия становится финал. Долго сомневаясь в решениях, Евгений Бабаш нашёл самое логичное. Заблудившихся в пещере Тома и Бэкки находит Мэфф. Тот самый, которому Том спас жизнь в первой части спектакля.
Однако, несмотря на этот хэппи-энд, режиссёр внёс ещё один аккорд, которого нет у Марка Твена и который прогрессивные зрители уже окрестили «триллероподобным». На фоне всеобщей радости жителей, что всё так счастливо завершилось, появляется тёмный силуэт индейца Джо, совершившего убийство. Несколько секунд внимания на силуэт, чтобы понять: зло в этом мире никуда не исчезло. И единственное, что остаётся человеку как маленькому, так и взрослому,- противостоять ему изо всех сил, проявляя лучшие качества своей души.
СПОНТАННЫЙ РЕЖИССЁРСКИЙ ПОСТСКРИПТУМ
— Я пока ничего не могу понять с этой профессией. Она даётся мне так же тяжело, как в последние годы работы в Лицейском давалось актёрство. Я сам ставлю себе эту высокую планку и знаю, как должно быть. Своих взаимоотношений с театром я тоже до конца пока не могут осознать. Пробую его с разных сторон. Тяжело, когда ты понимаешь: сегодняшний спектакль складывается, а завтрашний может и не сложиться. Мне сложно примириться с одномоментностью театра, заложенной в его природе, с этим непонятным сплавом интеллекта и интуиции. В кино проще: снял фильм — и он есть. Всегда один и тот же. Ты смотришь его и наслаждаешься сколько угодно раз. Хочу ли я когда-нибудь свой собственный театр? Не знаю. Я знаю только про «здесь и сейчас» и про то, что с каждой новой работой умею больше, способен на большее.
Валерия Калашникова
«Омск театральный», №30 (52) / декабрь 2012 г.