«Там, где живёт душа…»

«…За эти стены,

за нас в этих стенах,

за театр внутри нас…»

В.С. Решетников

 

«Там, где живёт душа…»

 

13 февраля в Лицейском театре прошел вечер, посвященный памяти основателя, режиссера, художественного руководителя Вадима Решетникова.

21 ноября 2006 года Вадиму Станиславовичу исполнилось 65, а через два с лишним месяца его не стало. И вот спустя пять лет вспомнить этого человека пришли те, кто знал его очень хорошо и кто был едва знаком, но попал под его своеобразное обаяние, кто с ним начинал и кто сегодня продолжает бережно нести те идеи и принципы, на которых был создан Лицейский. Удивительно… В этих стенах, в буквальном смысле концентрирующих внутри себя огромную энергию, кажется, нет воспоминаний, навсегда оставшихся в прошлом. От каждого воспоминания здесь тянется тонкая ниточка в настоящее, в сегодняшний день театра. Может, поэтому, вечер памяти получился таким живым, настоящим, искренним. Таким, каким мог получиться только в Лицейском.

На сцене вместо декораций — известные каждому, кто хоть раз бывал в кабинете художественного руководителя, легендарные (а ведь их действительно можно таковыми считать!) зеленые кожаные кресла. В них расположились актеры. Так, как рассаживались сотни раз, собираясь в кабинете Решетникова для репетиции или разбора спектакля.

И вместо выученного текста — воспоминания-импровизации о самом разном. О том, как впервые встретились с режиссером и каким его увидели, как пришли в театр, как ступили на сцену, как, сидя в кабинете вот в этих зеленых креслах, до полуночи спорили и как хотели играть, играть, играть. А между воспоминаниями лицеистов — рассуждения самого режиссера, звучащие с большого экрана, отрывки из капустников, репетиций, фрагменты знаменательного дня открытия театра. Ну и, конечно же, песни по-лицейски, удивительные, «атмосферные» песни под одну-единственную гитару, с простыми и умными текстами, с мелодиями, разложенными на несколько молодых звенящих голосов. И вместо скорбных тяжелых чувств, какие нередко вызывают подобные мероприятия, рождалось чувство глубокого уважения к тому, кто сумел запустить этот «вечный двигатель» под названием Лицейский театр, и к самим ребятам, остающимся верными его сцене.

 

С ЭНЕРГИЕЙ АТОМНОГО РЕАКТОРА

Благодаря силе характера и мужеству ему удалось сделать свой театр уникальным явлением в России. Имея в основе те традиции, которые сложились в «школе Решетникова», театр сегодня достиг многого. Начиная с 2009 года, он ежегодно бывает в Европе и по праву получает там высокую оценку. И дирекция, и режиссер, и молодые актеры трепетно относятся к памяти и результатам замечательных дел тех, кто стоял у истоков. А это очень важно для будущего, — об этом говорила на вечере Мария Лобова, первый заместитель директора департамента культуры.

В течение вечера и сами артисты, и гости, выходившие на сцену, чтобы сказать несколько слов, не раз возвращались к воспоминаниям о том, как все начиналось и что было до того, когда еще ничего не было. Что такое создать театр в конце 1980-х? Это надо быть не человеком, а «атомным реактором», который для достижения своей цели способен повернуть реки вспять. Слава богу, энергия Вадима Станиславовича и его «сумасшедшая» идея нашли поддержку у администрации города. Так, 66-й лицей, дав в 1994 году будущему театру не только первых актеров и первую площадку, но и название, завершил на этом свою «миссию». В 1997 году в тихом дворике в самом центре города на месте ДК «Первомаец» появился лицейский «теремок», театр молодых и для молодых.

Сегодня артисты работают в собственном здании, и уже имеют место разговоры о расширении территории. Но до сих пор с юмором и вместе с тем с трепетом вспоминают, как режиссер впервые привел их в «Первомаец», где тогда шли репетиции. От одной стены до другой была натянута струна, на которой висела тряпочка на кольцах. Вот и весь занавес. Но все верили, что это — Театр, и относились к нему серьезно. Каждая роль, даже бессловесная (кстати, такие для Решетникова были самыми любимыми, дающими возможность самому создать их объем), была счастьем. Пусть хоть эпизод, только чтобы быть причастными к спектаклю, к театральной атмосфере. И создавалась эта атмосфера не материальными средствами — софитами, аппаратурой, зрительскими креслами и прочим, а чем-то необъяснимым.

 

И ВСЕ РАВНО «ЛИЦЕИСТЫ»

Вадим Решетников был убежден, что театр начинается с артистов. Он вкладывал в них все, стремясь «воспитать» думающих, чувствующих людей, не перестающих задавать вопросы и искать на них ответы. «Наш театр — это средство к познанию людьми самих себя и окружающего мира, — считал Решетников. — Может получиться так, что кто-то захочет стать профессиональным актером? Конечно, может! Но цель не в этом».

Профессиональными артистами стали многие лицеисты. Основная часть — это как раз те, кто начинал вместе с Решетниковым театр и кто выходит на его сцену сегодня. Достаточное количество «выпускников» Лицейского успешно работают в этой профессии в самых разных городах России и даже за ее пределами. Они обзавелись семьями, родили детей, многим уже за 30 — а ведь все равно «лицеисты». Здесь не бывает «бывших», и даже с теми, кто уехал, а это и Екатеринбург, и Москва, и Питер, и Германия, не прекращается связь.

А что же зритель? Зрителю здесь всегда тепло и уютно. Еще не поднят занавес, а в крошечном зале Лицейского уже «пахнет» настоящим театром. Еще не окончилось первое действие, а в фойе уже вкусно пахнет кофе, который можно выпить в антракте. И, как давным-давно замечено, просто невозможно подняться или спуститься по лестнице, не скользнув ладонью по ее круглым деревянным набалдашникам. У тех, кто приходит в гости — это скорее рефлекс. А вот у тех, кто здесь «живет», пожалуй, уже «ритуал» — на удачу.

Так, полный молодости и энергии, стоит в центре города этот «театр в табакерке». «Дом, который построил шеф», как называют Вадима Решетникова ребята. И уже 17 лет этот «дом» стоит на одном и том же — на актерской школе и настоящих, а не жизнеподобных, чувствах. Из интервью Вадима Решетникова: «Когда здесь начало боли и ее конец, когда здесь рождается счастье и горе, все остальное абсолютно не страшно».

 

 

P.S.

Начиная с этого года, в конце каждого сезона в Лицейском театре будет вручаться театральная премия имени Вадима Решетникова. Номинантом может стать любой сотрудник театра — актеры, работники цехов, бухгалтерии, администрации. Единственным критерием станет вклад номинанта в развитие театра – дома, который построил «шеф».

 

В. Калашникова

«Омская муза», №1 (31) / апрель 2012 г.