Лицейский театр во снах и наяву
Выпускник Щукинского училища Сергей Тимофеев приехал в Омск в 1977 году. К этому времени он успел сняться в кино (фильмы «Нетерпимость», «Кавказская повесть»), сыграть несколько эпизодических ролей на сцене Вахтанговского театра и поставить около десятка учебных спектаклей с однокурсниками. Молодые годы в Омске Сергей Родионович вспоминает как счастливое время, когда он не только играл в постановках Артура Хайкина, Владимира Симановского, Геннадия Тростянецкого, но и был одним из заводил весёлых актёрских капустников, автором и исполнителем сольных программ, поставленных на сцене Дома актёра («Первый русского театра артист», «Иуда Искариот»). Сегодня он известный театральный режиссёр, на его счету постановки в новосибирском «Глобусе», Молодёжном театре в Барнауле, в омских театрах: ТЮЗе, Лицейском, «Пятом», «Студии» Любови Ермолаевой. С марта 2007 года Сергей Тимофеев — художественный руководитель Драматического Лицейского театра. Наш разговор состоялся после премьерного спектакля «Чужие сны», жанр которого определён как «параллельные вибрации».
— Вам часто снятся сны, Сергей Родионович?
— Да, и я начинаю беспокоиться, когда они перестают сниться. Очень люблю разгадывать сны. Иногда даже кажусь себе старой бабкой, которая пытается забраться в подсознание. Часто, занимаясь текущими делами, стараюсь связать ночной сон с реальными событиями, определить закономерности. Иногда вижу фантастические сны, иногда сюжетные или совершенно абсурдистские. Иногда они идут потоком, а иногда заканчиваются. И тогда я пугаюсь. Говорят, есть такие техники: можно заказать себе сон, можно побывать в чужом сне. Вам ведь наверняка говорили, что вы снились кому-то?
— Говорили.
— Это со многими бывает. А иногда люди видят один и тот же сон, находясь далеко друг от друга. Сны сокращают расстояния. Скажем, моей маме снились плохие сны, когда у меня были проблемы. Этот мир, мир снов, абсолютно неизведан. Что это за игра подсознания, что это за вибрации? Мало того, они ведь сбываются через разное время, сбываются самым фантастическим образом. Очень часто в трудной безвыходной ситуации сны дают надежду.
— Но ведь во снах мы не только видим картинку, но и слышим слова. А вам в премьерной постановке слова почти не понадобились. Некоторые говорят, что сегодня слово превращается в обычный ширпотреб и без него в театре вполне можно обойтись. Вы тоже так считаете?
— Действительно, слово часто становится банальностью у любителей или ремесленников. Оно превращается в ширпотреб, когда не наполнено содержанием, когда за ним нет человеческой судьбы. Русский театр всегда был озабочен тем, как обрести свой язык, как создать атмосферу. Однако поиски Станиславского, Мейерхольда, Вахтангова, в первую очередь, всегда касались человека, человеческой природы. Вот что важно, вне зависимости, стало ли сегодня слово затёртым, исчерпало ли оно себя. В пьесе Патрика Зюскинда «Контрабас» очень много слов, но Константин Райкин в театре «Сатирикон» так виртуозно играет спектакль о человеческой судьбе, что зритель не задумывается, каким образом это творится — с помощью слов или без них.
В «Чужих снах» мы вели поиски на стыке жанров и стилей, нам хотелось сыграть шесть разнополярных новелл о любви, соединив выразительные средства хореографии со степом, которым блестяще владеет Виталий Статилко (он работал с нашими студийцами больше года). Сам по себе степ даёт ощущение праздника, безответственной молодости, это душевное состояние созвучно и актёрам, и зрителям Лицейского театра.
В свою очередь, балетмейстер Дмитрий Татарченко вводил в постановку приёмы современного танца. В такой комбинации тексты из Шекспира и Левитанского, может быть, и не решают дела, хотя для меня они очень важны. Когда весной прошлого года к нам приезжали друзья по фестивалю в Гренобле, мы сыграли «Чужие сны» с их участием и с участием Театра мод «Образ», — спектакль шёл на сцене института сервиса. Монолог Меркуцио из «Ромео и Джульетты» звучал на итальянском языке, и слово в исполнении Винченцо Муйа буквально завораживало, резонируя в русских переводах Шекспира. Так действовало слово.
На мой взгляд, современный театр — это когда люди на сцене и другие, в зрительном зале, думают и чувствуют в унисон, понимают друг друга, и когда для них открывается то, что было непонятным накануне. Сами по себе технические поиски, отсутствие или присутствие текста такого эффекта не дают. Я думаю, что надо смотреть за людьми, слушать жизнь, пытаться понять болевые точки сегодняшнего дня и искать тему для разговора, не важно, будет ли этот диалог облачён в слова.
— Сегодня среди режиссёров мало охотников возглавлять театры. Ответственности больше, а возможности заниматься собственным творчеством меньше. Что побудило вас согласиться на должность художественного руководителя Лицейского театра?
— Конечно, это достаточно нервная и неблагодарная работа. Режиссёру, приезжающему в театр на постановку, на первый взгляд, куда проще: впоследствии он может и не встретиться со своими артистами, у него нет перед ними никаких духовных обязательств. А у руководителя театра должна быть долгосрочная программа, он не только следит за творческим ростом актёров, но и сам обязан расти. Мне кажется, что такое длительное сотворчество значительно продуктивнее для самого режиссёра, чем кавалерийские набеги на чужую территорию.
И если твой театр служит Богу, а не дьяволу, то рано или поздно он обязательно превратится в храм, куда люди идут за общением и за надеждой. И тогда не важно, ставишь ты философскую драму или сказку, — главное, чтобы вы стали собеседниками. Люди отдают тебе душу, а взамен им нужна надежда. Я думаю, что многие режиссёры могут мечтать о том, чтобы изо дня в день давать своим зрителям энергетический заряд надежды и веры.
— Известный театральный критик Павел Руднев пишет, что сегодня детский театр в России слабо реагирует на перемены времени. Да и вообще, по его мнению, «детский» театр всегда отставал от «взрослого» примерно на поколение.
— Он прав, конечно. Когда зрелая тётенька заявляет со сцены, что она — мальчик, ребёнку в зрительном зале трудно принять такую условность. Когда взрослые делают спектакли для детей, они неизбежно отстают от своего зрителя. Ведь в любом случае театр — это жизненный тренинг, на котором зритель набирает психологический опыт.
Другое дело, когда молодой зритель видит на сцене своего ровесника. У Лицейского театра уникальные возможности, ведь у нас одновременно работают три студии, где занимаются дети разных возрастов, разных поколений. Наши актёры говорят со зрителем на понятном ему языке. Так что Лицейский театр более благополучен хотя бы потому, что здесь дети играют для детей.
— Основные принципы Лицейского театра были заложены ещё в 1994 году, когда вместе с актёрами Омской драмы Верой Канунниковой, Валерией Прокоп и Валерием Алексеевым вы поддержали уникальную идею Вадима Решетникова. Что изменилось с тех пор? Как трансформировалась идея? Или это оказался проект «на все времена»?
— Театр был задуман как обучающая структура. Здесь должна идти постоянная учёба, и я надеюсь, что в этом смысле мы не изменились. У Вадима Решетникова был термин «проточная вода» — имелась в виду сменяемость поколений. В этой «проточной воде» мы вылавливаем золотые крупицы, это своего рода работа старателей. Дети вырастают, оканчивают школу и не обязательно идут учиться в театральный вуз. Но мы продолжаем работать на то, чтобы труппа пополнялась новыми актёрами, а для этого необходимо привлекать новых и новых студийцев.
— А как устроена система правления в Лицейском театре? Это демократия? Или, может быть, просвещённая монархия?
— Скорее всего, просвещённая монархия царила здесь в первые тринадцать лет. С безвременным уходом Вадима Решетникова наступила эпоха перелома, и театр пока не обрёл своего нового лица. Поскольку я сам всегда стремился к независимости, то и другим желаю независимости, свободы и сотрудничества. Однако в театре невозможна демократия, потому что поиск веры и надежды требует чудовищных усилий, а гарантии успеха нет. В театре не всегда лучшее выбирается большинством. Но если здесь собираются люди, для которых результат не так важен, как сам процесс, то получается компания людей одной веры. Лицейскому театру это ещё предстоит. К сожалению и к счастью, он начинался как любительский, здесь сохранились самозабвение и преданность. С другой стороны, и шкала ценностей часто строится по принципам любительского театра. У нас есть группа актёров с большим авторитетом внутри коллектива, но у многих шкала ценностей своя, не каждый может реально оценивать свои возможности и результат своей работы. Так что нам есть над чем трудиться.
— Совсем недавно «квартирный вопрос» Лицейского театра показался решённым, и многие тогда облегчённо вздохнули. При всём очаровании нынешнего здания-табакерки развернуться здесь в полную силу едва ли возможно. Когда состоится новоселье, Сергей Родионович?
— Мы очень хотим переехать в новое здание, и нам все готовы помочь в этом, но пока что дело не сдвигается с мёртвой точки. И нет человека, к которому можно было бы с этим идти. Так что в ближайшее время новоселья не будет.
— И нет надежды?
— Надежда есть. Когда не останется надежды, я, видимо, уйду. Тогда это место займёт человек, который должен этот вопрос решить.
Сегодня нам остаётся только мечтать об оборудованной сцене, с карманами, с площадками, которые бы ходили вверх-вниз, а в этом здании у нас даже поворотного круга нет, даже люка под сценой. Мне бы хотелось, чтобы в гримёрке размещались не по двадцать актёров, а хотя бы по двое, чтобы были нормальные человеческие условия для работы. Лицеисты давно выросли, детский энтузиазм уходит, приходит профессионализм, и здание должно соответствовать уровню их мастерства. И зритель наш тоже не заслуживает того, чтобы тыкаться коленками в кресло спереди.
Я понимаю, что невозможно развиваться, если не стремиться к расширению своего жизненного пространства, и поэтому мы начали осваивать «чужие» площадки. Очень важно, чтобы актёры нарабатывали профессионализм, работая в любой среде. Вот почему сегодня мы играем на сценах Дворца культуры имени Дзержинского, в Доме актёра. К сожалению, эти площадки очень далеки от совершенства, хотя сотрудники ДК Дзержинского удивительным образом сохранили то, что осталось от советских времён. Стыдно сказать, но площадка Дома актёра оснащена куда хуже.
— Тем не менее, многие омские артисты не гнушаются играть в этих условиях. В Доме актёра незаметно обосновался «параллельный» театр с несколько спорной эстетикой.
— По-моему, ничего страшного в этом нет. В городе образовался слой публики, поклонников антрепризы. Теперь нужно подняться на следующую ступеньку, помочь этим зрителям, предложив им продукт более высокого качества. А это невозможно сделать, если не оснастить сцену современным оборудованием. Все это знают, но вот кто бы вложил средства, чтобы изменить ситуацию?
— Всё упирается в финансирование. По данным Геннадия Дадамяна, доля государственных субсидий в бюджет драматических театров сегодня составляет 26-30 процентов, тогда как в 1992 году она составляла 98 процентов. Театры вынуждены зарабатывать, жить в основном за счёт кассовых сборов. А как обстоят дела в Лицейском театре? Хватает ли вам бюджетных средств?
— Нам выделяют очень немного. Но поскольку мы битые, то стараемся выкручиваться, больше зарабатывать, и часть вырученных средств идёт на новые спектакли. На сцене стремимся обходиться минимумом. Очень часто реквизит и костюмы приносят актёры и дарят благодарные зрители. К тому же, у нас есть директор, которая умеет доставать деньги.
— Хорошо известно, что не всякая творческая идея обязательно оборачивается коммерческим успехом. Может ли директор Лицейского театра Елена Лабинская поддержать талантливый, но некассовый проект? И вообще, что могло бы вас поссорить?
— Я всё время пытаюсь с ней поссориться, но не могу. Елена Николаевна — настоящий директор. Пять лет мы работаем вместе, достаточный срок, чтобы определить общий вектор движения. Это очень важно, чтобы с директором можно было пойти в разведку. Благодаря такому директору я освобождён от мелких бытовых проблем. Объективно любому директору театра милее, конечно, комедии, ведь они приносят доход. Однако Елена Николаевна прекрасно понимает, что лицом театра являются «серьёзные» спектакли, а их у нас почти половина. Теперь в ходу новый термин «театральный менеджер». Менеджер — это человек, который должен создать продукт, который будет покупаться. По-моему, это несчастье, когда в должности директора оказывается просто менеджер. Ведь театр — это всегда вера, это духовная работа, это желание помочь человеку выжить на этой земле. В старину было куда более ёмкое слово: антрепренёр.
— В своё время вашей постановкой «Белоснежка и семь гномов» открывался первый сезон Драматического Лицейского театра. Интересно, как бы вы поставили эту сказку сегодня?
— У нас тогда было только семь фанерных кроваток, из которых мы городили горы и подземелья. Мы играли спектакль о любви, о борьбе за счастье, право на которое, как нам казалось, должно принадлежать весёлым шалопаям, творческим людям, потому что это в их силах — сделать жизнь прекрасной.
Скорее всего, сегодня это тоже был бы, в первую очередь, весёлый спектакль. Необязательно, чтобы там было много гэгов, но он должен быть весёлым, ведь радость — это одна из потребностей молодости. Ужасов в жизни и так хватает, мы живём в кошмарное время. Вот почему в детском театре так необходим позитив.
Я считаю, что для того, чтобы вырастить здоровых людей, лучше всего ставить с ними весёлые комедии. А вот истории о распаде человеческой души — не для нашей сцены. Пусть это играют и смотрят те, у кого «потолще кожа».
Беседу вела Светлана Нагнибеда
«Омск театральный», №27 (49) / март 2012 г.