Гамлет уж не тот, или как попасть в театр, не угодив в мышеловку
Два слова о шекспировских страстях, туристических махинациях и «заботливых» программках.
Вы бывали когда-нибудь в Дании? Любопытное местечко. Есть там такой старинный замок Элъсинор, как утверждают гиды, полный привидений, которых понаделал Шекспир, обеспечив к финалу «Гамлета» восемь трупов. В общем, для любителей нестандартных развлечений — самое то. Туроператоры даже разработали специальный тур, в котором посетителям предлагается «проиллюстрировать» известную трагедию, сыграв кого-нибудь, например, короля. Костюмы -бесплатно, как бонус от турагентства. К тому же эффект присутствия сейчас в тренде.
Ну как, нравится? Вот и чудно. Вот и попались. А если попались, значит, мышеловка работает, как надо.
Как заправская фирма, знающая толк в рекламе, ловит зрителей Лицейский театр, продавая программки на свою премьеру — спектакль «Убийство Гонзаго». Болгарский автор. Датская история про семейно-политические проблемы в отдельно взятом королевстве.
В путешествиях театр толк знает — сам полЕвропы объездил. И даже «Убийство Гонзаго» впервые показал не в Омске, а во Франции, на фестивале. Официальную премьеру в родном городе лицеисты сыграли лишь на прошлой неделе.
Так вот о мышеловке. Или нет, сперва о том, с чего начинается любой спектакль, — о программке. Это как прийти в гости: одни расстилают перед приглашенными красную дорожку, другие едва успевают подложить под ноги старенький коврик.
И дело не в пафосе или дороговизне исполнения. Дело в качестве идеи и степени пофигизма современных театров, нередко махнувших рукой на этот кусок бумаги, на котором должно быть что-то нарисовано и написано. Азбучная театральная истина: любой спектакль начинается не тогда, когда зритель, пройдя «этап по Станиславскому» (оставив вещи в гардеробе), 10-15 минут гуляет по театру и не знает, что его ждет, а гораздо раньше.
Покупаем программку к «Убийству Гонзаго» (покупаем, граждане, не скупимся, считайте, что это — обязательное приложение к билету, просто не включенное в его стоимость). Обещают устроить краткосрочную визу в Данию (напомню, там Шенген) и двухчасовой экскурсионный тур в мир призраков, ярких эмоций и жизни «с самым нескромным размахом». Запрос датского Шенгена на следующие даты — тут же, в кассе театра.
На цветном рекламном проспекте — достопримечательности страны, флаг, адрес, расстояние от Омска (всего-то 4096 км). Медово-сахарная замануха в увлекательный вояж к другим берегам. Открываем «рекламный проспект», и, как черт из табакерки, почти черная картинка — грозовое небо над замком и надпись агрессивным шрифтом: «Недялко Йорданов. Убийство Гонзаго. Перевод с болгарского Э. Макаровой. Мышеловка».
Ах, да, что-то из школьного: «Неладно что-то в Датском королевстве»…
Чудо театра и ужас турмаркетинга в одном наборе. Неожиданный перевертыш, который в первом случае рождает интерес, во втором — желание никогда не столкнуться с такой компанией, которая отправляет туриста за его же деньги на съедение к призракам, пусть хоть трижды «диким, но симпатичным».
В принципе, ничего сверхгениального, ультранового в этой идее. Просто театр хорошо подумал о зрителе, позаботился. А зрителю это всегда приятно. И он уже готов сопереживать актерам бродячей труппы, приглашенной в Эльсинор сыграть спектакль для королевской четы, к которому Гамлет дописал свою сцену, разоблачающую дядю-убийцу и мать-предательницу. Ну, вы помните, Шекспир, «Гамлет».
Знакомый сюжет, взятый за основу болгарским драматургом, расширяется в своей роли, углубляется в своих смыслах, разворачивается другими гранями человеческих судеб и предлагает зрителю новые темы для рассуждения. Что такое свобода — лично моя и вообще? Как отличить ум от безумия и что выгоднее? Где границы моей собственной, внутренней «клетки»? Где стирается черта между искусством, говорящим правду, и жизнью, в которой правда равна смерти?
Вон аж сколько сложных вопросов. А как хорошо все начиналось: «Добро пожаловать в Эльсинор…», «Вашему вниманию предлагается увлекательный тур…».
Не обманули ведь — пригласили и тур устроили. Эдакая двухчасовая экскурсия внутрь самого себя, своих пределов, своих принципов.
Для чистоты формы под названием «мышеловка», которую выбрал режиссер Сергей Тимофеев, не хватает только выбросить к чертовой бабушке антракт и запереть зрителей на два часа в зале с новыми креслами, чтобы «эффект присутствия» стал еще эффектнее.
Да, кстати, после спектакля всех «туристов» ожидает персональный трансфер до дома. Общественный транспорт, следующий по популярным городским маршрутам, ждет вас на остановке «Улица Рабиновича».
Валерия Калашникова
Журнал «Семь», №35 / 16 октября 2013 г.