Рембо из Крутой Горки
(Попытка портрета)
От редакции
На завершившемся в конце марта XIX областном фестивале-конкурсе среди профессиональных театров «Лучшая театральная работа» победу в одной из главных номинаций (премия «Лучшая мужская роль» имени народного артиста СССР А. И. Щёголева) одержал актёр Драматического Лицейского театра Евгений Точилов (роль Маскариля в спектакле «Шалый»).
По сути – восхождение! Напомним уважаемым читателям «Омской музы», что Е. Точилов уже не раз становился лауреатом фестиваля «Лучшая театральная работа» в разных номинациях: 2006-й – «Творческая удача сезона» (за роли в спектаклях «Команда» и «Ревнивая к себе самой»); 2007-й – «Лучшая мужская роль второго плана» («Гарнир по-французски»); 2009-й – победа вместе с Марией Токаревой в номинации «Лучший актёрский дуэт» («Альпийская баллада»). Поздравляем Евгения Точилова с очередным триумфом и, забегая чуть-чуть вперёд, — с грядущим в 2014 году юбилеем (15 лет работы в Лицейском)! Ну а теперь с удовольствием «передаём стило» режиссёру, который не менее редакции «Омской музы» радуется победе актёра!
Написать об актёре Точилове? Да легко! Хотя… Легко — когда говоришь о нём. Но вот садишься за стол, подумаешь сколько-то времени – и вдруг понимаешь, что строчки будут рождаться совсем не просто. И не в том дело, что я о нём как об актёре мало знаю (как раз наоборот: практически вся его творческая биография складывалась на моих глазах)…
Ладно, если писать трудно, попробую о нём просто рассказать. Рассказать, как становятся «актёром Евгением Точиловым», и думая при этом о том, что происходит в театре, когда зрителей ещё нет, и что это за линия жизни такая: студиец — подающий надежды молодой человек – актёр (вокруг которого строится репертуар!).
Итак, начнём. Первый период — ничем не примечательный. Банально, но факт: в театр пришёл молодой парень, первокурсник, зажат до невозможности, правда, «мужичок», физически очень крепок. Но на фоне тогдашних звёзд Лицейского театра (Вениамин Скосарев, Евгений Бабаш, Олег Малицкий) разглядеть в нём будущего актёра было чрезвычайно затруднительно. Жил он в Крутой Горке с мамой и папой, поступил в Педагогический «на информатику и физику» – в общем, приехал покорять Омск, то есть получить высшее образование и – внимание! – по его собственным словам, «стать настоящим бандитом». Но не надо пугаться: это были «лихие 90-ые» — время, когда деньги «валялись под ногами», но, чтобы их поднять, надо было всего лишь прищуриться и забыть о совести, чести, долге, достоинстве, а взамен получить все блага жизни: «тачки, пойло, хаты и тёлок». По «ящику» денно и нощно крутили сериал «Бригада», и короткая, но увлекательная и романтичная судьба Саши Белова и Ко сносила и более крепкие крыши. А в глубинах нашего подсознания частенько прячутся и Емельян, и Стенька, и Родион – с вечной темой «тварь я дрожащая или…».
Так что всё могло сложиться для Точилова «путём», то есть как и задумывалось – спортивный, выносливый, упёртый, с невероятной кашей в голове… Но, на беду всех организованных и не очень преступных группировок, в Омске открылся Лицейский театр, втягивая в творческий процесс всё новых и новых студийцев. Причём театр вёл весьма агрессивную политику, в том числе и в вузах, вербуя студентов в артисты. В учебных заведениях внезапно возникали юные, грациозные, одухотворённые девушки немыслимой красоты либо рафинированные юноши, которым уже был открыт смысл жизни – творчество; они читали стихи, пели, рассказывали, приглашали… И молодые люди шли. Девушки — чтобы стать такими же яркими и свободными. А парни?.. Надо быть полным идиотом, чтобы не пойти. Хотя бы посмотреть. Вот Точилов и заглянул в Лицейский театр. И всё оказалось сущей правдой: и Пушкин, и Блок, и Мандельштам, и танцуют, и поют, и выступают, и даже гораздо интереснее, чем в киношных разбойниках. И самое главное — так легко, что кажется: ну плёвое дело, ну любой сможет не хуже, ну, может быть, и не сразу, надо порепетировать, попробовать.
У Жени Точилова «сразу» не получилось. И не получалось ещё достаточно долго. Это, я думаю, и сыграло решающую роль. Пришлось учиться. И учиться серьёзно. Упорно преодолевая трудности. Правда, учиться было у кого: у Вадима Станиславовича Решетникова, у актёров Театра драмы, друг у друга – ребята собрались здесь жадные до знаний, читающие и амбициозные. И Точилов учился актёрскому мастерству. Побед особых не было, но было хорошее человеческое и «спортивное» упрямство: «во всём мне хочется дойти до самой сути».
…Как-то очень быстро театр для него превратился в родной дом. Тренинги (пластика, речь, вокал, танец) плавно перетекали в репетиции, репетиции – в бесконечные обсуждения. Театр – чудесное место, может быть, лучшее место, где можно и нужно провести молодость. Оказалось, что и руки у парня на месте, и работоспособность гораздо выше среднего. Монтировщиком надо – да пожалуйста! Распились, выстрогать – и на станках навыки в работе есть, и по металлу, и по дереву; сварка – да без проблем! Остался театр без завпоста – кто выручит? Точилов. В Лицейском кадры быстро растут.
А однажды я оказался свидетелем любопытного эпизода. Предпремьерная лихорадка, не складывается что-то у актёров, и с декорациями лажа, режиссёр ревёт и стонет, соучастники ищут пятый угол, — а Точилов (завпост) молча что-то носит, крутит, пилит. Все разошлись, а свет в мастерской и на сцене горит. Утром прихожу на занятия к детям – Женя доделывает декорации к прогону. А у него как раз в это время родилась дочь – только-только забрал жену с ребёнком из роддома. Понятно, что это не просто артист. Строитель. Строитель Театра.
…Никто не знает, когда даже из подающего надежды парня вырастает актёр. Много чего должно совпасть: театр, режиссёр, репертуар, коллеги, зритель. В этом смысле он везунчик. Правда, и удача выбирает сильнейших (банальная, но — истина).
…И вот так плавно мы подошли к его «актёрскому периоду».
Портупея в «Зойкиной квартире»: негодяй из редких, трус и жлоб, взяточник и насильник; но есть у актёра к своему персонажу какая-то детская жалость, и это качество даёт объём роли и делает Портупею живым человеком…
В «Гарнире по-французски» — простак Робер, непутёвый, иногда жалкий, но невероятно обаятельный и смешной…
В «Альпийской балладе» — Иван, настоящий солдат, бросивший вызов судьбе, погибший, но не побеждённый…
В «Шалом» — Маскариль, король плутов и мошенников, но волею судьбы вынужденный воспитывать Лелия, инфантильного сумасброда, помогать ему состояться…
Вряд ли в этих ролях в наших спектаклях можно представить кого-либо другого.
Есть ещё одна сторона его дарования (и спортивное прошлое Евгения здесь «сослужило хорошую службу»). В театре актёр Точилов занимается… постановкой драк. Когда-то попробовал – получилось, понравилось, стал читать, смотреть, пробовать. На фестивале «Встречи Молодых Европейских Театров» в Гренобле о Лицейском очень быстро распространилась слава, что актёры театра — синтетические (то есть пластичные, поющие, танцующие). И вот Фернанд Гарнье, бессменный руководитель фестиваля, спросил у меня, сможет ли кто-нибудь из актёров провести мастер-класс по пластике в связи с тем, что режиссёр из Испании задерживается. Хотя бы 2-3 занятия.
— Сценический бой подойдёт?
— Да!
И на следующий день в парке на зелёном газоне несколько десятков актёров со всей Европы учились у Точилова премудростям драк на сцене, падениям, ударам. Не обошлось без разбитых носов и ушибов, но это был самый интересный для прессы мастер-класс. Режиссёр из Испании так и не приехал – не смог, но никто не пожалел: ни руководство фестиваля, ни актёры. С тех пор Точилов помогает в постановках гренобльских уличных фестивальных спектаклей.
Что ж, заканчивается период театральной молодости Евгения Точилова. Наступает зрелость. Нам всем: и зрителям, и коллегам, и партнёрам — наверное, надо пожелать ему удачи. Удачи, мастерства, содержательных спектаклей, крупных ролей!..
Сергей Тимофеев
«Омская муза», №2 (34) / июль 2013 г.