Почему молчит Ивонна?
В начале ноября Лицейский театр представил глазам зрителей премьеру спектакля «Ивонна, принцесса бургундская», поставленного по пьесе польского драматурга Витольда Гомбровича. Его текст представляет собой ребус, который зрителям, пришедшим на представление, придется постепенно разгадать.
Свет гаснет, и мы становимся свидетелями событий, происходящих в вымышленном королевстве. Пресыщенный жизнью принц Филипп не знает, как себя развлечь. Он со скукой глядит на изысканные блюда, быструю езду на шикарном автомобиле, красивых женщин, готовых прибежать по его первому зову. Тогда Филипп выходит за ворота своего дворца и назначает первую попавшуюся ему девушку, которую зовут Ивонна, своей женой. Избранница принца явно не от мира сего: движется медленно, на происходящее вокруг нее реагирует вяло, но самое странное то, что девушка не молвит не единого слова. Все это сильно раздражает членов королевского двора, но родители и друзья Филиппа догадываются: после пары дней эта блаженная вскоре наскучит принцу и он выставит ее за ворота. Однако во дворце с появлением Ивонны начинают происходить непонятные вещи: короля вдруг начинает мучить совесть за совращенную по молодости белошвейку, королева подальше прячет тетрадь со своими откровениями, принц понемногу сходит с ума. Загадочным образом молчание Ивонны действует так, что окружающие ее люди начинают проявлять свои тайные грехи и пороки.
Текст Гомбровича представляет собой ребус, который зрителям, пришедшим на представление, придется постепенно разгадать. Не лишней будет информация о том, что пьеса писалась в преддверии Второй мировой войны, когда весь воздух в Европе был пропитан духом фашизма и идеей превосходства одной расы над другой. Гомбрович говорит не только о конкретном периоде времени, а о самой сущности человека, которая породила это историческое явление. Всегда проще поставить на колени другого, чем попытаться возвыситься самому. Этот нравственный выбор касается и всего остального: украсть проще, чем попросить, обмануть легче, чем сказать правду. Дорога безнравственности и лжи широка и многолюдна, а тропинка правды и человечности – узка, извилиста, но пустынна. Это понимает и Филипп, для которого Ивонна стала этой узкой тропой. «Принц, по сути, бросил миру вызов: хочу правды, надоели ваши придворные интриги и пересуды! Бог услышал его и дал ему Ивонну. Эта девушка близка к природе. Она, как цветок или птичка, которой чужды человеческие страсти и пороки, — рассказывает Сергей Тимофеев, режиссер спектакля. – Филипп чувствует, что Ивонна приглашает его с собой в другой мир, избавленный ото лжи и притворства, но принц боится следовать за ней и отправляться в неизвестность. Здесь у него есть богатство, власть, восхищение придворных и даже подходящая девушка – Иза, которая готова стать в любой момент его женой. Оставаться с Ивонной во дворце будет просто немыслимо, а идти с ней в никуда – страшно». Автор говорит о том, что каждый из нас боится оказаться без «подпорок» — денег, статуса, полезных связей, масок, которые мы надеваем, чтобы быть принятыми в обществе. Мы пользуемся ими, как костылями, которые, кстати, в качестве схожего символа, часто появляются в картинах Сальвадора Дали. Гомбрович, как и многие люди искусства, исследует (в том числе) тему свободы человека над предрассудками. Проблема состоит в том, что сделать свой выбор в пользу нравственности и отказа от «подпорок» очень тяжело, когда вокруг все, как король, королева или свита придворных, показывают тебе противоположный пример. Кроме того, в этой колоде карт всегда найдется джокер, которого в данном спектакле символизирует Камергер. Он непременно скажет: «Зачем ты куда-то рвешься, что-то ищешь? Все и так хорошо».
На протяжении всего спектакля Ивонна произносит всего несколько фраз, все остальное время ее уста плотно сомкнуты. Она не доказывает свою правоту, пытаясь перекричать других. В этом кроются одновременно ее слабость и ее сила. Окружающие помыкают героиней, как хотят. Апофеозом этого становится момент, когда принц Филипп берет прутик и начинает тыкать им в Ивонну, точно разглядывая мелкого червячка. Когда девушка молчит, окружающие, чтобы заполнить тишину, начинают говорить вдвое больше и выбалтывают все свои секреты. Ивонна – совесть, которая всегда говорит мало и тихо. Если человек захочет, он ее услышит сам.
При постановке спектакля «лицеисты» обошлись минимальными декорациями, сделав ставку на игру актеров. Те, кто читал пьесу Гомбровича, обратят внимание на то, что текст более спокойный и холодный, нежели омская постановка. На сцене бурлят эмоции, которые сменяют друг друга с молниеносной быстротой. Умиление, раздражение, негодование, сочувствие… актеры каждую минут доводят эмоции до предела. Так, в тексте практически не найти юмористических моментов, но фееричная игра актеров Игоря Горчакова (он исполняет короля Игнация) и Евгения Точилова (перевоплотившегося в Камергера), заставляет зрителей плакать от смеха.
В интерпретациях разных театров, ставивших пьесу Витольда Гомбровича, кем только не представляли Ивонну – и юродивой, и ангелом, и маленьким беззащитным зверьком. В Лицейском театре, где главную героиню (в разных составах) исполнили актрисы Юлия Сапфирова и Мария Токарева, Ивонна – молчаливая мечтательница, облаченная в цветочное платье. Кажется, что она до последнего верит, что ее захотят понять. Отличается от литературного варианта и образ Филиппа, который в пьесе представлен, как ищущий, но довольно слабый человек. В омской постановке принц получился более яркой личностью благодаря стараниям актеров Ивана Притуляка и Игоря Коротаева.
Два часа, которые длится спектакль, можно провести по-разному. Либо со скукой созерцать то, как на сцене разворачивается парадоксальное действо, либо попытаться вникнуть в суть постановки. Если вы все-таки выберете второй вариант, то через какое-то время будете захвачены волшебством, которое льется со сцены и долго не отпускает даже после окончания спектакля.
Катерина Корф
1 декабря 2014 г.
http://dpomsk.ru/culture/8095-pochemu-molchit-ivonna