Жестокие игры в омском театре
На сцене Лицейского театра состоялась премьера постановки по пьесе польского драматурга Витольда Гомбровича.
Перед нами – вымышленное королевство. Молодой принц Филипп, увлеченный передовыми идеями, авангардной живописью, считающий себя незаурядной личностью, вдруг заскучал. Ему приелись пышные балы, изысканная еда, быстрая езда на шикарном автомобиле и любовные утехи с красивыми дамами. Он ищет, как бы развлечь себя, и к ужасу всего королевского двора выбирает себе в жены девушку Ивонну. Мало того, что она из маргинальных слоёв, так еще и некрасива и, судя о всему, глупа, ибо не говорит практически ни единого слова. Спустя какое-то время избранница Филиппа, вызывающая у всех презрение, начинает странно влиять на членов королевского двора. Король вдруг вспоминает свои старые грехи, королева прячет подальше тетрадки с какими-то личными записями, Филипп не находит себе места. Но Ивонна ничего не делает, никого не осуждает, она лишь безмолвствует.
Пьеса Гомбровича была написана в 1938-м году – в преддверии Второй мировой войны. В тексте четко прослеживается тема возвышения одного народа (человека) за счет унижения другого. Не зря после встречи с Ивонной, которую Филипп считает самым жалким и ничтожным существом в мире, он произносит: «Только теперь, глядя на нее, я начинаю ощущать себя принцем до мозга костей». Проблема, которую ставит в своем тексте Гомбрович, касается не только событий ушедшей эпохи, но и нашего времени. Это проблема нравственного выбора: можно пытаться стать лучше самому, а можно унизить другого и за счет этого почувствовать себя героем. «Солгать гораздо проще, чем сказать правду, украсть легче, чем попросить или заработать, и так во всем, – поясняет режиссер спектакля Сергей Тимофеев. – Это пьеса рассказывает в том числе о нравственном усилии, которое должен совершить каждый человек, если он хочет расти духовно. Это нелегко, особенно когда все вокруг, как в этом королевстве, лгут и живут своими иллюзиями. И всегда найдется кто-то, кто как Камергер, скажет тебе: «Зачем что-то менять? Ведь все и так хорошо»».
По сравнению со спектаклем, который зрители могут увидеть в Лицейском театре, пьеса польского драматурга в эмоциональном плане более ровна и рафинирована. По словам Сергея Тимофеева, добавить в постановку экспрессии было осознанным шагом. Так, отличие от туманного текста-загадки Витольда Гомбровича многие моменты в спектакле становятся более объемными и ясными. Присутствует на сцене и юмор. От такого смелого «коктейля» спектакль выиграл: актёры заставляют зрителя испытывать целый ряд эмоций: зал то взрывается от смеха, то негодует, то жалеет бедную Ивонну.
Декорации спектакля состоят из нескольких зеркальных столбов, которые актеры передвигают по сцене. Для каждого из персонажей Ивонна – это зеркало, и поэтому всех раздражает. Филипп видит в ней свою неуверенность. Он захотел вступить на путь правды, но испугался, что окажется без «подпорок» — денег и власти. Для короля эта молчаливая девушка – «отложенная» совесть. Она напоминает ему о белошвейке, которая утопилась много лет назад из-за королевской шалости.
В целом спектакль «Ивонна, принцесса бургундская» — спектакль совсем не развлекательный, скорее, призывающий проделать некую духовную работу. Захочет ли зритель это сделать – решать только ему.
Екатерина Шишикина
«Ореол», №48 / 26 ноября 2014 г.