Ощущение апокалипсиса
Второй фестивальный день завершил Драматический Лицейский Театр спектаклем «Ощущение Бороды» драматурга Ксении Драгунской. Сюрреалистическая сказка, а может и не сказка, про простую русскую деревню, миллионы которых разбросаны по России.
Евгений Бабаш с актёрами берет этот непростой материал и начинает с ним колдовать. На сцене выстраивается мистическое действо во главе с литературоведом из столицы Мариной (Наталья Целевич), Никитой У. (Александр Боткин), Женой Никиты (Дарья Оклей), пастухом-поэтом Ковбойцем (Евгений Трубкин) на фоне дыма от горящего леса, в котором обитают русалки и спившийся мужик-князь.
Народ-богоносец просто живет, трудится, молится, верит в суеверия и легенды. Все как положено — помолились, вина хлебнули, песни попели, да пора деревенскую работу делать. И все шло годами своим чередом, пока в этот устоявшийся миропорядок не ворвалась литературовед Марина. Собственно в пьесе этот персонаж всего лишь функция, драматург в какой-то момент и вовсе от него избавляется. Но молодая актриса Наталья Целевич делает из роли рефлексирующую, но твердо желающую разобраться в происходящем девушку. Пускай эта рефлексия пока что на неосознанном уровне, но то, что так жить невозможно и губить себя в глубинке смерти подобно — остро читается в рисунке роли.
Евгений Бабаш работал над спектаклем этюдным методом. Ребята сыграны великолепно — чувствуют друг друга, сцену, профессионально выполняют задачи. Два часа спектакля проносятся незаметно, действие подобно КВНу в самом хорошем смысле этого слова — легкая, самоироничная игра и с полной отдачей актеров. Все это было бы очень весело, если бы за всем этим задором не выстраивалась вполне апокалиптическая картина. Через речку горит лес, персонажи пьесы ждут дождя, поют молитвы ему, не подозревая, что дождь несет за собой потоп. Долго ждать не приходится — пастух убивает председателя-узурпатора и начинается бунт — как известно бессмысленный и беспощадный — и только юродивые (читай — святые) имеют право на жизнь. Или на спасительную смерть — здесь уже как кому больше нравится, открытый финал дает возможность зрителю выбирать исход.
Катерина Орлова
«Галиматья», №3 / 21 октября 2014 г.