Ощущение апокалипсиса

Второй фестивальный день завершил Драматический Лицейский Театр спектаклем «Ощущение Бороды» драматур­га Ксении Драгунской. Сюрреалистическая сказка, а может и не сказка, про простую русскую деревню, миллионы которых раз­бросаны по России.

Евгений Бабаш с актёрами берет этот непростой мате­риал и начинает с ним колдовать. На сцене выстраивается мистическое действо во гла­ве с литературоведом из столицы Мариной (Наталья Целевич), Никитой У. (Александр Боткин), Женой Никиты (Дарья Оклей), пастухом-поэтом Ковбойцем (Евгений Трубкин) на фоне дыма от горящего леса, в котором обитают русалки и спившийся му­жик-князь.

Народ-богоносец просто живет, трудится, молится, верит в суеве­рия и легенды. Все как положено — помоли­лись, вина хлебнули, песни попели, да пора деревенскую работу делать. И все шло года­ми своим чередом, пока в этот устоявшийся миропорядок не ворвалась литературовед Марина. Собственно в пьесе этот персонаж всего лишь функция, драматург в какой-то момент и вовсе от него избавляется. Но мо­лодая актриса Наталья Целевич делает из роли рефлексирующую, но твердо желаю­щую разобраться в происходящем девушку. Пускай эта рефлексия пока что на неосоз­нанном уровне, но то, что так жить невоз­можно и губить себя в глубинке смерти по­добно — остро читается в рисунке роли.

 

Евгений Бабаш работал над спекта­клем этюдным методом. Ребята сы­граны великолепно — чувствуют друг друга, сцену, профессионально выполняют задачи. Два часа спектакля проносятся незаметно, действие подобно КВНу в самом хорошем смысле этого слова — легкая, самоиронич­ная игра и с полной отдачей актеров. Все это было бы очень весело, если бы за всем этим задором не выстраивалась вполне апо­калиптическая картина. Через речку горит лес, персонажи пьесы ждут дождя, поют мо­литвы ему, не подозревая, что дождь несет за собой потоп. Долго ждать не приходится — пастух убивает председателя-узурпатора и начинается бунт — как известно бессмыслен­ный и беспощадный — и только юродивые (читай — святые) имеют право на жизнь. Или на спасительную смерть — здесь уже как кому больше нравится, открытый финал дает воз­можность зрителю выбирать исход.

 

Катерина Орлова

«Галиматья», №3 / 21 октября 2014 г.