«Бородатый» спектакль
1 марта на сцене Лицейского театра состоялась премьера спектакля «Ощущение бороды» по пьесе Ксении Драгунской.
Итак, гаснет свет, начинается представление, и вы оказываетесь в русской деревне. Жизнь там идет своим чередом: местные парни удят рыбу, женщины развешивают белье для сушки, а батюшка Филарет зовет всех желающих на молебен о дожде. Привычно? Смотрите дальше. В один из дней сюда приезжает столичная девушка Марина Дербарендикер – навестить знакомых, купивших жилье в этом захолустье, и выясняет, что деревня-то непростая. Почему-то один за другим здесь умирают председатели, один из них, по словам рыбаков, был найден перекушенным пополам неизвестным существом. И вообще здесь творится какая-то чертовщина: в лесу пожар – никто его не тушит, странные звуки с болота доносятся – никто не волнуется. А дальше в деревне начинают происходить еще более странные вещи…
Не мешай прялке и ухвату
Мир, созданный Ксенией Драгунской, кажется абсурдным, и чем больше ты в него окунаешься, тем яснее понимаешь, что ничего не понимаешь. «Это был мой первый опыт постановки произведения современной драматургии, признался режиссер спектакля Евгений Бабаш. – Когда я подбирал материал для новой постановки, мне понравилось само ощущение от пьесы Драгунской, но я даже не мог представить, что её реализация будет такой сложной». По словам режиссёра, наибольшее удовольствие от просмотра «Бороды» получат зрители, давшие волю своим чувствам и воображению. «Возможно, все, что творится в этой пьесе, могло произойти на самом деле. А могло и не произойти. Все зависит от того, под каким углом ты смотришь на жизнь. Я думаю, что если «не мешать разговаривать» прялке или ухвату, которыми пользовались еще наши прабабушки, то ты увидишь массу чудес».
Обойдемся без бутафории
При просмотре «Ощущения бороды» складывается впечатление, что потрудиться над ней пришлось не мало. Немудрено, что спектакль готовили целый год, а не месяц-два, как большинство омских постановок. Здесь вы увидите и отточенную актерскую игру, и первоклассное исполнение вокальных номеров (артисты исполняют народные песни так, что действительно цепляет за живое), и отличный антураж. Весь деревенский скарб, который появляется на сцене, – не бутафория, а настоящие вещи из бабушкиного сундука, которые «лицеисты» бережно собирали по всем уголкам. Что еще захватит зрителя в постановке, так это настоящий дождь, который льется прямо на сцену. Кажется, в омских театрах такого ещё не было. Обычно режиссёры ограничиваются шумом дождя, звучащим из динамиков, или, на худой конец, искусственным снегом. «Кто-то считает, что это излишний натурализм – возможно, но… мне просто хотелось, чтобы дождь был настоящим», — шутит Евгений Бабаш. Саундтрек спектакля весьма разнообразен: в постановке звучат и романсы, и современные роковые композиции, и даже нетленная классика – Моцарт и Паганини, причем все мелодии довольно органично привязываются к не менее эффектной картинке. Так что каждый зритель найдет здесь что-то свое: кто-то захочет получить дозу эстетики, кто-то – пораскинуть мозгами, все-таки попытавшись разобраться в тексте Драгунской.
Екатерина Шишикина
«Ореол», №11 (791) / 12 марта 2014 г.