Не нужно бояться своих болот

Новый спектакль в Лицейском театре поставлен по пьесе Ксении Драгунской «Ощущение бороды», однако после просмотра зритель понимает, что борода здесь на самом деле не так уж и важна. Главное — это то, какие ощущения дарят герои постановки, а как их обозначить при помощи слов – ваш выбор.

Молодая москвичка-литературовед Марина (Наталья Целевич) приезжает в  поселок В.Дворики, по приглашению знакомого художника Никиты У. (Александр Боткин). Главная героиня сразу же окунается в сельскую жизнь с ее мифами, легендами и колдунами. Еще большую душевность действу на сцене добавляют  фольклорные песни, прекрасно исполненные женской частью актерского состава.  Жители поселка верят в легенды, придуманные ими и их предками, словно древнерусские племена. Они уверены, что на болоте живет «чудовищо», беснующееся от жары и пожаров на соседнем берегу, а в старом особняке – «дворце над рекой» живет дух князя, чью голову во время революции снес офицер. Литературовед Марина потом даже встретится с этим князем (Павел Симкин) и будет расспрашивать его о том, что же на самом деле происходит в деревне. Что это за болотное чудовище, и кого же увидел в лесу, тронувшийся после этого умом Юра (Евгений Серобабин)? На все вопросы девушки князь лишь философски ответит: «Не нужно бояться своих болот, не нужно бояться сизых валунов. Нужно беречь своих чудовищ».

Герои спектакля показывают с  одной стороны мифический, таинственный мир русской деревни с заговорами, духами и даже говорящим карасём, а с другой – реальный. Размеренная, нет, даже замедленная жизнь поселка, где мужчины пьют водку, а женщины задумчиво смотрят на пожар на соседнем берегу реки и ждут, пока его потушат спасатели. Из развлечений здесь только застолье, купание на речке, да танцы, скорее напоминающие судороги. В Двориках даже нет книг, потому что последнюю из них съела коза. Реальность дает ощущение безысходности, которое затем выливается в бессмысленный и беспощадный бунт. Ковбоец (Евгений Трубкин) убивает председателя поселка (Игорь Майоров), нанося ему смертельные раны ножом  для вырезания дудочек, а его односельчане расценивают это как призыв к бойне и беспорядкам. Драка между жителями В.Двориков отчасти переносится и в зал, потому как актеры буквально вылетают со сцены к зрителям. Приступ массового бешенства превращает героев спектакля в неуправляемое стадо, которым движут только инстинкты. Именно в этом моменте трактовка режиссера оправдывает себя, это действительно апокалиптическая поэма. Глазами жительницы мегаполиса Марины, мы видим постепенное, но уверенное вымирание деревни и ее людей, каждый из которых погряз в  своем болоте и не намерен выбираться из него.

Концовка спектакля, измененная режиссером Евгением Бабашом, дарит ощущение полета и, это, пожалуй, лучшее окончание для истории, придуманной Ксенией Драгунской. Это дает шанс выбраться из своих болот, вздохнуть полной грудью и открыться новым ощущениям.

Майя Соерова

Электронный журнал «Класс», 3 марта 2014 г.

http://www.classomsk.com/culture/2713-ne-nuzhno-bojat-sja-svoih-bolot