Взаимная индукция
Лицейский театр обменяется режиссерами с Варшавой
В феврале в варшавском театре XL прошла премьера спектакля «Лекарь поневоле» по пьесе Ж. Б. Мольера в постановке художественного руководителя Лицейского театра Сергея Тимофеева. Теперь в Омск приедет польский режиссер Анна Дзедич, чтобы сделать постановку с лицеистами.
Идея обмена возникла во французском городе Гренобль на международном фестивале «Встречи молодых европейский театров» в 2011 году, когда Сергей Тимофеев познакомился с Анной Дзедич, преподавателем, режиссёром актёрской школы Макульских в Варшаве, а омские артисты – а артистами театра XL. Возникла творческая симпатия, и было решено попробовать сделать так, чтобы режиссер одного театра приехал и сделал спектакль с артистами другого.
— Театр XL – это актеры, которые выпустились из Варшавской театральной академии, поработали немного в разных театрах, потом объединились в группу и нашли приют в этнографическом музее, — рассказал Сергей Тимофеев. — Они молодые, дерзкие и бесстрашные – мы с ними работали по 12 часов, они падали от усталости, но продолжали работать. В их труппе 12 человек, из них пять девушек – поэтому мне надо было найти пьесу, чтобы в ней было пять женских ролей. К тому же нужна была история с крепким сюжетом, со сжатой пружиной интриги. На память пришел мольеровский «Лекарь поневоле» — там 3 женские роли, еще две я придумал.
Постановка была сделана в рекордно короткие сроки — всего за 14 дней, причем заранее был подготовлен только макет декораций, остальная работа велась непосредственно в Варшаве. Как признался Сергей Тимофеев, сначала приходилось общаться с артистами через переводчика, однако со временем необходимость в нем отпала – все понимали другу друга и так. Видимо, дал о себе знать общий язык далеких предков, считает режиссёр.
— Ребята меня встречали чаем и бутербродами, и очень удивились, когда после чашки чая я сгреб все со стола и начал работу. Я приехал туда в половине первого, в час дня мы уже начали репетировать, закончили только в восемь. Вторая репетиция была с десяти до восьми, и это было еще тяжелее – под конец они уже покачивались. Работать было страшно – тем страшнее, чем ближе к постановке.
Сначала был период импровизационных репетиций, отличных, смешных до слез. На восьмой день я уже думал: как хорошо, спектакль начинает лететь, освобождается. Как вдруг пошли мертвые репетиции, несколько подряд — ничего не получалось, артисты напряжены, юмора нет вообще. У меня начали лезть седые волосы – потому что, во-первых, от меня ждут результата, во-вторых, поездка стоила приличных денег, в-третьих, российский режиссер приехал в польский театр и… Шестого числа была плохая репетиция, на следующий день была сдача: начали плохо, я думал – всё, приехали. Но во втором акте пьесы Мольера артисты, видимо, устали бояться: напряжение спало, они стали свободными, юмор прорвался. Я улетел, осталось три премьеры – 8, 9 и 10 февраля. Мне написали, что первый спектакль был хорошим, но еще не совершенным, второй еще лучше, а третий уже зажил полной жизнью. Такое бывает – появляется зритель, и спектакль расправляется, это нормально для комедии.
Как рассказал Сергей Тимофеев, есть надежда, что омские зрители увидят постановку с польскими артистами. Однако для этого необходимы некоторые ресурсы – чтобы привезти в Омск 11 человек, нужно что-то около 300 тысяч.
Как бы то ни было, в конце апреля в Омск приедет Анна Дзедич – здесь она поставит с лицеистами спектакль «Ивонна, принцесса бургундская» по пьесе В. Гомбровича.
Ожидается, что премьера спектакля состоится в начале мая.
Сергей Пахомов
«Вечерний Омск» №8 / 19 февраля 2014 г.