Через поиск, эксперимент – к добру и свету
Двадцатый – юбилейный – сезон идет в первом в России муниципальном Лицейском театре. В его репертуаре есть спектакли для зрителей всех возрастов.
Лицейский. Этот театр нашего города носит самое звонкое имя. В этом имени – голоса тех ребят из лицея №66, что причастны к его рождению. В начале беспросветно-безденежных девяностых, когда начали рушить все и вся, директор лицея Раиса Тимофеевна Степанова решила помочь детям раздвинуть привычные рамки в постижении мира, окружить их добром, направить к развитию через творчество и игру. Актёрское мастерство школьникам начал преподавать актер драмтеатра Вадим Станиславович Решетников. Он почувствовал такую отдачу и увлеченность со стороны ребят, что сама собой родилась идея создания нового театра для школьников и студентов, который стал делом всей его жизни. Первый сезон открылся 30 декабря 1994 года спектаклем младшей группы «Белоснежка и семь гномов», который поставил Сергей Тимофеев.
«Задача театра не в том, чтобы подготовить кадры для театральных учебных заведений, – подчеркивал в своих интервью Вадим Решетников (к сожалению, талантливый режиссер рано ушел из жизни – 14 февраля 2007 года). – В данном случае театр выступает не как цель, а как средство. Средство к познанию людьми самих себя и окружающего мира. То, что мы закладываем в детей сегодня, даст всходы в будущем. Это долгосрочный вклад. Если хотите, некая гарантия возрождения нации в целом». Эти идеи подхватили его коллеги-единомышленники.
Составляющие успеха
20 лет – такая прекрасная дата, когда можно итожить то, что пройдено, и, опираясь на результаты, выстраивать перспективу развития. Художественный руководитель театра Сергей Родионович Тимофеев сегодня гость нашей газеты.
– В свое время Вадим Станиславович с гордостью подчеркивал: «У нас нет «отыгранных» артистов, которые бы разучились удивляться и удивлять». Сохранился ли решетниковский дух поиска?
– Сильно ли изменился театр? Мне кажется, нужно спросить у зрителей. Постоянно экспериментируем. Идет поиск героев, тем, интересных нашему зрителю. А поскольку наш зритель молод, мы ищем болевые точки, пытаемся помочь ему найти точку опоры, дать силы жить с надеждой на успех. Молодежь часто задает себе вопросы: зачем мы пришли в этот мир, то ли делаем, в какой стране живем? На таких – думающих и ищущих – и рассчитан наш репертуар. Зритель к нам приходит разный, но тот, кто пришел сюда не один раз, «подсаживается» на любовь к Лицейскому. Думаю, именно потому, что в силу нашей специфики – миниатюрности здания и небольшого, по сравнению с другими театрами, зрительного зала – соприкасается с искусством вживую.
– В мае 2007 года Лицейский театр провел необычный эксперимент, сыграв спектакль «Зойкина квартира» в квартире Михаила Булгакова в Москве. Чем удивляете зрителей в юбилейном сезоне?
– Начали мы с класс-концерта, в котором постарались раскрыть перед нашими поклонниками всю палитру возможностей актерского ансамбля. Потом с волнением ждали, как примут омичи премьеру спектакля «Убийство Гонзаго». Непростая история привлекает серьезностью размышлений об интеллигенции, об актерской профессии: что актеру делать дозволено, а от чего он должен отказаться, несмотря на то что ему нужно как-то выживать в современном мире. Позитивные отзывы радуют: нам удалось добиться погружения зрителя в трагическую атмосферу гамлетовской истории и заставить его сопереживать, думать и делать выбор. В начале марта будет еще одна премьера: Евгений Бабаш, получивший в минувшем году Гран-при фестиваля «Неделя экспериментального театра», выпускает спектакль «Ощущение бороды». Мы живём в предвкушении интересной постановки и, конечно, будем ждать зрительской оценки. Основная труппа приступила к работе над чеховской «Каштанкой». Серьезная и в то же время смешная история о любви и предназначении должна увлечь и детей, и взрослых. Продолжая сотрудничество с зарубежными театрами, в апреле ждем режиссёра и преподавателя Варшавского института театрального искусства Анну Дзедич. Она как яркий представитель современной режиссуры будет ставить спектакль «Ивонна, принцесса Бургундская» – философскую сказку, притчу по пьесе польского авангардиста Гомбровича.
– Сергей Родионович, Лицейский задумывался его создателями как театр обучающий, где дети, имеющие тягу к актерству, могут попробовать реализовать свои творческие способности. Как эта работа ведется сегодня?
– Ступенчатая структура или, как сейчас говорит молодежь, сеть была выстроена еще в то время, когда театр делал свои первые шаги. К нам может прийти шестилетний малыш, и он попадет в добрые руки режиссера-педагога Зинаиды Николаевны Костиковой, а если школьнику уже 9 лет, он будет учиться у Александра Серова. Со старшеклассниками с увлечением работает Евгений Бабаш. Мы оставляем открытой дверь и для студентов. Если кто-то решил, что театр – его призвание, он может стать участником клуба и под руководством Игоря Павловича Горчакова будет учиться сценической речи, пластике, танцу, вокалу, актерскому мастерству, сыграет свою первую роль. К нам приходит молодежь, интересующаяся литературой, поэзией, кто-то пишет стихи, сценарии, а кто-то песни. Это чудесные ребята. Не все наши питомцы выбирают актерскую профессию, но здесь они находят друзей, близких по духу, объединенных культурным пространством. Талантливые студийцы составляют костяк нашей труппы. Многие выпускники работают в театрах Москвы и Санкт-Петербурга.
– Когда-то (в 1997 году) лицеисты получили от города подарок – детский сад по улице Красный Путь был переделан в миниатюрный театральный дворец. Недавно мэр пообещал театру новое здание к 300-летию Омска, насколько это реально?
– За 20 лет мы выросли, и, конечно, пространства нам не хватает. Работать можно и здесь, если бы сцена была хоть чуточку удобнее – с «карманами», если б репетиционных комнат хватало для всех, кто у нас занимается и репетирует, и подсобных помещений. Понятно, что строительство нового театра требует огромных затрат. Есть ли такие возможности у города, не знаю. Будем работать и реализовывать свои творческие планы.
Татьяна Журавок
«Красный путь», №4 (986) / 29 января 2014 г.