Параллельные прямые не пересекаются
Действие пьесы румынского драматурга Михаила Себастиана «Безымянная звезда» происходит в 1942 году в Румынии. Но в спектакле, который поставил на сцене Лицейского театра актер Омского театра драмы Владислав Пузырников, о Восточной Европе напоминают только имена персонажей. Ведь в сущности эта история стара как мир. У разных народов есть легенды о том, как сказочное существо дарит короткое счастье обычному смертному. А потом покидает его и возвращается в свой сказочный мир. Порой из-за того, что герой сделал что-то не так, порой потому что это предусматривалось изначально…
Декорации на сцене не меняются, лишь трансформируются по принципу детской игры – когда в зависимости от ситуации одна вещь может выполнять ту или иную функцию. Дверь в «кабинет» начальника вокзала легко превращаются в шкаф для книг, окно кассы становится окном скромного жилища, откуда учитель и Мона наблюдают за звездами. Ведь вещи здесь не важны, они – только фон, на котором происходит действие. Художник-постановщик Марина Шипова сумела сделать этот фон максимально нейтральным и одновременно интересным. И ничто не отвлекает зрителя от ярких рельефно выписанных характеров. Здесь целая галерея типажей – провинциальных и светских: «железная леди», начальник-подкаблучник, ветреная старшеклассница, витающий в облаках романтик, типичная «блондинка», деревенский «гопник», непризнанный музыкальный гений, игрок…
Темнота и звук идущего поезда, с которых начинается спектакль, навевает ассоциации с бескрайним космическим пространством, в котором затеряна отдельно взятая маленькая планета – некий провинциальный городок.
Вневременная притча на нарочито нейтральном фоне начинается как забавная пантомима. Мужчина в майке и форменной фуражке мучается с вязанием, то и дело оглядываясь на смеющихся зрителей (на этот творческий процесс невозможно смотреть без смеха). Начальник вокзала господин Испас (Игорь Горчаков) трогательно стесняется своего немужского увлечения, довольно отхлебывает из граненого стакана с обреченным видом подставляет лоб под щелбан весьма колоритного коллеги… В общем, демонстрирует всю гамму чувств и эмоций, добавляя красок в этот своеобразный эпиграф, предваряющий основное действо.
Ждет открытия кассы простовато-гоповатый деревенский житель (Юрий Щадукин), гимназистка Элеонора Земфиреску (Светлана Позднякова) укорачивает форменное платье, чтобы покрасоваться перед пассажирами проходящих поездов, господин Испас, накинувший мундир поверх майки, страстно обнимает грозную мадемуазель Куку (Татьяна Притуляк) — железную леди местного масштаба, комичную в своей нарочитой серьезности … Персонажи то и дело поглядывают в зал, как истинные провинциалы интересуясь общественной реакцией на то, что у них происходит. Но совершенно внезапно в этом гротескном неярком мирке, который живет по раз и навсегда установленному порядку, появляется персонаж из другого мира. Сверкающее вечернее платье сразу указывает на звездную сущность незнакомки. Прекрасное видение смотрит на все с нескрываемым удивлением, периодически устраивает истерики, говорит, повернувшись лицом к стене… Мона, героиня Наталья Коротаевой, действительно ведет себя как существо с другой планеты…
Наладить контакт со столь странной гостьей может только другой странный персонаж – местный учитель астрономии Марин Мирою (Вячеслав Еремин). Романтик с детски- восторженным лицом, как большой ребенок, не выпускающий из рук свое сокровище – купленную за бешеные деньги книгу по астрономии, трепетно охраняющий ее от чужих взглядов. Прекрасное видение он, кстати, замечает не сразу, потому что сидит, уткнувшись в книгу.
Их роднит удивительная детская непосредственность и умение восхищаться прекрасным. И вот уже двое застывают у открытого в ночное небо окна с детской радостью на лице. У них общая радость и общая звездная тайна. Перед Моной и Марином открывается новый мир.
Но реально они остаются в маленьком мирке городка, где кружит хищной птицей мадемуазель Куку, со скрупулезностью сыщика выискивая всё противоречащее строгим моральным нормам. Друг-музыкант (Евгений Трубкин) дирижирует невидимым оркестром, а в обычной жизни из него можно вить веревки. И в дом может войти любой…
«Звездная гостья» постепенно осваивает новое пространство. Ставит на окно букет одуванчиков и, напевая что-то, пытается создать уют в бедном жилище. Но финальной фазы перехода – смены наряда на цветастое платье в местных традициях, не происходит. Яркий эффектный Григ (Иван Притуляк) в «звездном» пиджаке и с подчеркнуто скучающим выражением на лице сбрасывает с подоконника банку с одуванчиками – наивное олицетворение представления о простом счастье, и заваливает Мону градом неоспоримых аргументов. Нет, сказка не сбудется…
Завершается спектакль так же, как начинался, – в тишине. Только это обрамление для картины с изображением несбывшегося получается очень контрастным. Ибо начавшееся как комедия завершается как драма. Оставшийся в одиночестве Марин Мирою смотрит в темноту. И в глазах такая тоска… Но иного финала здесь и быть не могло — параллельные прямые пересекаются только в альтернативном пространстве, в привычных реалиях это невозможно в принципе. А шаг в сторону этого альтернативного пространства, это всего лишь шаг. Один шаг. И его недостаточно.
Елена Мачульская
«Омск театральный», декабрь 2015 г.