Клоунада в театре: почему клоуны — это не только цирк

Поставленный с помощью мимики, пластики и жестов, спектакль «Коробка игрушек»  — результат творческих экспериментов учащихся Клуба Лицейского театра. Заотдых посетил премьеру и убедился, что представление, разыгранное начинающими артистами для детей, с легкостью удерживает внимание взрослого зрителя и заставляет по-новому взглянуть на пантомиму. 

Маленькая сцена Лицейского театра на час превращается в детскую комнату, в которой правит фантазия. Спектакль «Коробка игрушек» приоткрывает завесу над тем, что происходит в детской, но не с точки зрения взрослого наблюдателя, а так, как может увидеть происходящее ребенок. Это не нравоучительная сказка, созданная взрослым автором для детей, и не постановка, где ребята старательно пытаются подражать большим. Здесь игра как она есть: маленькие актеры не только играют на сцене, они играют в сцену. Слова тут и правда кажутся лишними, потому что живое переживание важнее, чем пересказ.

Режиссер постановки Александр Боткин решил напомнить, что для того, чтобы рассказывать истории, достаточно музыки, танца и пантомимы. Ребята не столько говорят со зрителем, сколько играют с ним. Выбегающий на сцену клоун вдруг заставляет хлопать в ладоши то одного, то другого, потом целый ряд. Замысел этой шалости становится понятен через минуту, когда включается музыка и мальчишка начинает дирижировать послушным залом, как оркестром. Артисты выводят зрителей на площадку и меняются с ними местами, малыши перекидываются с клоуном яблоками. Грань между залом и сценой в Лицейском театре в целом условна, в этом же спектакле пересекать ее так же важно, как смотреть и сопереживать.

Сквозного сюжета в представлении нет, как его вообще не может быть в спонтанной фантазии. Постановка собирается из отдельных этюдов, ненавязчиво сменяющих друг друга. Но это не сумбур, а особая логика сновидения. Ожившие куклы и забавные, по-милому неуклюжие персонажи с детской серьезностью изображают взрослые отношения, влюбляются и сердятся, и все это на волосок от веселой буффонады, в которую грозит вылиться самый строгий диалог. Привычные вещи служат всего лишь поводом для воображения: сознание ребенка переплавляет реальность в причудливые образы.

Конечно, за легкостью и непринужденностью, с которой актеры разыгрывают свои миниатюры, стоит большая работа. Для Александра Боткина это первый режиссерский опыт, и организовать взаимодействие такого разновозрастного коллектива, скорее всего, было непросто. Однако эксперимент нужно признать удачным. Простота декораций в спектакле восполняется неограниченной фантазией в их использовании, артисты ведут себя в высшей мере непосредственно, и над всем происходящим царит дух озорства и творческой изобретательности.  Настолько, что почти не верится, что за этим скрываются тщательно отрепетированные действия и детально проработанная сценография.

Тем более важно, что затея родилась из самостоятельной работы коллектива:  их  опыты и импровизация в результате сделали возможным поставить ни на что не похожее представление, в котором есть только мимика, пластика и жесты в обрамлении музыки и света. Визуальную эстетику навеяли пантомимы Вячеслава Полунина, знакомого многим как один из образов детства. И несмотря на то, что постановка предназначена для детей, ее перспективы гораздо шире. На самом деле спектакль открыт для всех, включая взрослых, которые получат возможность приблизиться к мироощущению ребёнка. Мим Полунин предлагает учиться быть счастливыми у детей, и в таком ракурсе  клоунада по крайней мере заслуживает нового взгляда.

Екатерина Чаплинская

«ЗаОтдых», 8 ноября 2015 г.

http://omsk.zaotdih.ru/news/pochemu-klounyi—eto-ne-tolko-tsirk/