Слушая Маши дыхание

Свежим дыханием в омской театральной среде стала новая постановка Лицейского. Третьего декабря зрители увидели «Вдох-выдох» — спектакль о русском пространстве и подростковых проблемах, в первую очередь адресованный взрослым.

В поисках других

Художника всегда можно определить по манере живописи и палитре картины. Так же и в театре – режиссера выдает его собственный почерк. А почерк Евгения Бабаша с другим не спутаешь. Это всегда неординарная стилистика постановки, живое раскрытие темы, «говорящие» декорации, особенный взгляд на тексты и героев. И никаких нотаций. Зато есть настоящая игра без единого слова и движения — паузы длиной в минуту (а может, больше?),  во время которых десятки зрительских глаз не отрываются от сцены. Да, рука мастера. Новый спектакль Лицейского театра получился под стать своему названию. Дышащий. Живой. Настоящий. А как иначе, если хороший режиссер Бабаш ставит интересного драматурга Юлию Тупикину. Да еще и пьесу года по итогам конкурса «Кульминация-2016».

Текст «Вдоха-выдоха» практически не подвергся изменениям, лишь несколько купюр. В центре сюжета – история о 14-летней Маше. Не такой, как все. В то время, когда одноклассники ведут фэшн-блоги, прогуливают уроки, занимаются спортом по указке родителей и завоевывают авторитет сомнительными способами, Маша пишет стихи на английском, всерьез увлекается экологией и мечтает сбежать туда, где живут «другие люди». Нетрудно догадаться, каким развитием сюжета грозит тема школьного изгоя. И хорошо, если рядом окажутся взрослые, способные услышать и понять взрослеющего человека. Впрочем, в пьесе собрано много тем: первая любовь, манипуляторы и их жертвы, родители и дети, неприглядное поведение туристов и экологические проблемы…Евгений Бабаш говорит, что этот спектакль в целом о России. Пространстве, в котором мы сегодня живем.

Молекулярная психология

В афише написано: «драматическая комедия для взрослых и их взрослеющих детей». Спектакль без единого нравоучения, но учит резким ударом под дых. Учит слышать и понимать. Стремиться стать живыми, «неправильными асимметричными молекулами». Какими умеют быть только подростки, делающие очевидный выбор между безопасностью и свободой. Сам режиссер признается, что «Вдох-выдох» — больше все-таки для взрослых.

— Подростки и так все прекрасно понимают, так что это не «воспитательный» спектакль, — говорит Евгений Бабаш. —  Мне кажется, «Вдох-выдох» будет интересен не только родителям. Просто взрослым и молодым людям.

Интересная пьеса, неординарный режиссер — еще не все слагаемые успешного спектакля. У «Вдоха-выдоха» будет в итоге хорошая сумма: роли взрослых отведены ведущим артистам основной труппы Наталье Виташевской (Екатерина, мама Маши) и Евгению Трубкину (Павел Александрович, классный во всех смыслах). За своими партнерами тянутся – и не без успеха – актеры-студийцы, играющие подростков. Главную роль исполняет Маша Вьюшина, Кристина Орлова предстает в образе ее одноклассницы, фэшн-блогерши Лизы с хорошими задатками стервы, а Миша Иванов играет Рому — в сущности, неплохого парня, но в итоге, благодаря воспитанию машущего шашкой родителя и стремлению завоевать авторитет, совершившего ужасное.

Приплюсуйте сюда бессмертный нирвановский «Smells like teen spirit», кропотливую режиссуру и неоднократный монтаж подростковых видеоблогов, прекрасную пластику актеров в хореографических зарисовках…выдохнули? Дышите. Дышите, как Лицейский.

 Татьяна Попова

«Вечерний Омск-Неделя», №49 / 6 декабря 2017 г.

http://omskgazzeta.ru/kultura/slushaya-mashi-dykhanie