Ключи от счастья

Две супружеские пары проводят вместе каждый отпуск. Пятнадцать лет – пятнадцать путешествий. Они никогда не ссорились, никогда не думали, что могли бы жить как-то по-другому. И вот сейчас, на фешенебельном мексиканском курорте Канкун, всё началось с самой малости…

Пьесу «Канкун» написал современный испанский драматург, мастер психологических провокаций Жорди Гальсеран. Мировая слава пришла к нему после пьесы «Метод Грёнхольма» (2003). Её и собирался поставить на сцене Лицейского театра режиссёр Владислав Пузырников. Но случилось так, что ему суждено было стать не постановщиком, а исполнителем главной роли в спектакле Омского театра драмы. За роль Фернандо Пузырников даже был удостоен Премии им. А. И. Щёголева. Но к необычному драматургу, заставляющему героев и зрителей разгадывать сложные ребусы, хотелось вернуться. Работа над спектаклем «Канкун» длилась два года, позволив совместно с актёрами сочинить интригующую историю. В минувшие выходные в Лицейском театре прошла премьера.

Герои спектакля – люди «за сорок». Так или иначе, жизнь каждого уже сложилась и состоялась. Но так или иначе? Винсенте (Иван Притуляк) стал партнёром тестя по бизнесу и всегда поступает ориентируясь на желания своей жены Реме (Наталья Виташевская). Пабло и Лаура (Евгений Точилов и Дарья Оклей) – учителя. Причём Лаура преподаёт музыку, и, если бы она выбрала фортепиано, а не тубу и неведомый эуфониум, была бы востребованным, высокооплачиваемым педагогом. Романтические отношения двух пар начались в один день, и сейчас Реме признаётся, что «срежиссировала» и это, спрятав ключи от машины отца Винсенте. В результате Лауру повёз домой Пабло, а Винсенте остался с Реме. Казалось бы, ничего уже не значащее признание вызывает бурю эмоций. «Ты всегда решала за меня! Мне не нравится то место, куда ты меня определила!» – кричит взбунтовавшийся Винсенте. «Если бы она этого не сделала, мы всё равно были бы здесь, только наоборот», – внезапно делает открытие Пабло.

И за ночь поворачивается какой-то рычаг – мы буквально слышим этот страшный скрежет. Может быть, это поворачивается время? Или те самые ключи в замочной скважине, открывающие дверь в другую жизнь. Или внезапно оживают древние духи (не забываем, дело происходит в Мексике). Но только утром всё оказывается наоборот. Пары поменялись так, как это могло случиться пятнадцать лет назад. Вернее, случилось. И дело не в том, кто в чьей постели теперь спит, – герои стали другими людьми. Лаура – преуспевающим педагогом, преподающим фортепиано, и, по мнению окружающих, женщиной, реализовавшей свои мечты. «Мои мечты?! – возмущается она. – Да мне всегда нравилась туба!» Её супруг Винсенте – всего лишь полицейский, грезящий о близости с недоступной Реме. Актёры очень точны в этих внезапных метаморфозах.

Наталье Виташевской сложнее всех. С её героиней осталась память, и она не может смириться с новой реальностью, которую долгое время считает чудовищным розыгрышем («Забрав фотографии из паспорта, вы не заберёте того, что у меня вот здесь!»). Зрители тоже гадают, что это: затянувшаяся шутка, сумасшествие, сон? И, как и Реме, они отчаянно хотят «проснуться». Происшедшее стало для неё отрезвляющим уроком, она прозрела во многом и начала больше ценить то, что есть. Возможно, теперь она не даст повода и остальным жалеть о том, что могло бы быть.

У всех на жизненном пути есть точки, от которых расходятся разные дороги. Нужно ли возвращаться к этому хитросплетению дорог, давно идя по одной из них? Нужно ли признаваться в каких-то вещах, которые могут разрушить хрупкие, но очень важные отношения? Спектакль Лицейского театра, наверное, об этом. Его жанр создатели определили как «всё включено». И там действительно есть всё: и драма, и комедия, и фарс, и фантастика, и иносказание. На «Канкун» стоит приходить с жёнами и мужьями. Поскольку он ещё и о критическом возрасте брака. Так что для пар с проблемами поход в театр может заменить визит к семейному психологу.

 

Эльвира Кадырова

«Вечерний Омск – Неделя», №45 / 8 ноября 2017 г.

http://omskgazzeta.ru/kultura/klyuchi-ot-schastya