Омичи в Лицейском задумались, есть ли место мыслям о любви, когда тебе за 80

 

Решается вопрос о том, войдет ли спектакль по пьесе Вырыпаева «Иллюзии», который зрители увидели в формате эскизной постановки, в постоянный репертуар театра.

О чем вы будете думать в 82? Какие мысли посетят вас на смертном одре? Что покажется вам самым важным за несколько мгновений до последнего вздоха? Чем и с кем вы непременно захотите поделиться, будет ли это тайна, которую вы носили в себе десятилетиями, чувства, которые годами берегли в своем сердце, или вывод о том, что же все-таки оказалось самым важным в этом долгом, долгом пути?

В 2011 году 37-летний драматург Иван Вырыпаев написал пьесу «Иллюзии» по заказу театра немецкого города Кемниц. Это история о двух влюбленных парах, проживших в браке более 50 лет. Жизнь клонилась к закату, все бури, казалось, должны были остаться в далеком прошлом, но вдруг выяснились неожиданные подробности.

Смерть Дэнни вывела из равновесия уютный и тесный мир четырех друзей. Начал стремительно распутываться клубок воспоминаний, затаенных желаний, скрытых чувств – или это были всего лишь иллюзии? Хотя, возможно, иллюзией был простой и предсказуемый мир, где любили друг друга Дэнни и Сандра, Альберт и Маргарет.

В Лицейском театре «Иллюзии» поставила молодой режиссер Евгения Мальгавко. Накануне омичи совершенно бесплатно стали зрителями эскизного показа, а также участниками обсуждения и голосования, призванного решить дальнейшую судьбу спектакля. В скором времени будет решено, войдут ли «Иллюзии» в постоянный репертуар театра.

Вырыпаевских героев сыграли Алексей Осипов, Евгений Хохлов, Светлана Позднякова и Евгения Заднепровская. Из юных, живых, энергичных они мгновенно перевоплощались в хрипящих, согбенных, мастерски лавируя между разными этапами жизни человека. Они то звонко смеялись, напивались допьяна, то утопали в пружинах старых кроватей, приглушенно кашляя. Но, как верно заметил художественный руководитель Лицейского Сергей Тимофеев, «боже упаси, если бы они играли стариков – это было бы страшно». Они были живыми воспоминаниями, прожитыми жизнями; они стояли в самом начале пути и подошли к самому краю. Они были метафорой.

Может ли настоящая любовь быть невзаимной? Можно ли перечеркнуть годы, проведенные в любви, минутой сомнения, или та самая минута – есть откровение и истина? Ответы на эти вопросы предстоит найти зрителю. Один из омичей, присутствовавших на эскизном показе, назвал вырыпаевских стариков «инфантильными». Он счел их метания недостойными столь почтенного возраста, когда, казалось бы, остается лишь доживать, спокойно и слегка отстраненно размышляя о былом в кресле-качалке, но уж никак не рушить прожитое импульсивными поступками.

Зрители отметили, что русских стариков в такой ситуации мы бы не увидели: сравнительная тяжесть быта и финансовые проблемы не оставляют места для рефлексии. Поэтому мы видим внешне благополучных пенсионеров Запада, которые все еще пытаются найти ответ на вопрос о том, что такое любовь и была ли она в их жизни. И зрители Лицейского, которым до 80-ти предстоит еще долгая жизнь, допускают: даже в преклонном возрасте эти мысли по-прежнему могут занимать сердца и умы. Спектакль назвали «дискуссионной площадкой для обсуждения внутри себя», отметив, что он побуждает искать ответы на вопросы. В любом возрасте.

Присутствовавшие на эскизном показе зрители и представители театрального Омска назвали материал глубоким, игру актеров – великолепной, работу творческого коллектива в целом – достойной и завершенной. Несмотря на несколько «ложек дегтя» от участников обсуждения, многие высказались за то, чтобы спектакль стал частью репертуара. Теперь принять решение предстоит художественному совету.

Юлия Ожерельева

7 июля 2017 г.

http://mc.bk55.ru/news/article/13847/