«Иллюзии» Вырыпаева материализовались на омской сцене

В муниципальном драматическом Лицейском театре состоялся эскизный показ по мотивам пьесы Ивана ВЫРЫПАЕВА. 

Пьеса создавалась по заказу — для театра немецкого города Хемница. История долгой жизни двух семейных пар, связанных между собой узами дружбы, считывается как философская притча об истинном и иллюзорном, — о поиске смысла: о выборе, о вере, о любви, о дружбе… Тема вечная. И сразу вспоминается «По ту сторону добра и зла» Ницше с призывами к переоценке ценностей и рассуждениями о том, что самым верным и самым прочным из всего, что еще может уловить наш глаз, представляется нам иллюзорность того мира, который, по нашему мнению, нами обжит.

«Иллюзии» Ивана ВЫРЫПАЕВА — тонкая, глубокая, ироничная вещь, своего рода интеллектуальная игра, головоломка, необычная и сложная в постановке работа.

Но легко можно посмотреть на «Иллюзии» и под другим углом, увидев только то, что лежит на поверхности: забавную историю, собранную как пазл — из разрозненных эпизодов, то похожих на реальность, то явно неправдоподобных — до гротеска.

Не будем забегать вперёд с подробным пересказом и раскрывать зрителям сюжет пьесы. Будем надеяться, что премьера состоится в новом театральном сезоне.

Интересны концептуальные приёмы, которые использует ВЫРЫПАЕВ. Кроме метафор и «отсылок» обращает на себя внимание усиление эпической отстранённости и созерцательности, — например, отсутствием привязки персонажей к конкретному месту действия географически. Автор просто даёт им «нездешне» красивые имена: Сандра и Дени, Маргарет и Альберт. И всё. Затем в сознании зрителя происходит «сбой», когда он слышит мимолётное — как бы случайное — упоминание о том, что в 74 году героям было по 35 лет, а зритель уже оповещен, что перед нами старики 82 лет. И последний из них, Альберт, покидает этот мир в возрасте 92 лет…

Возвышенная риторика монологов, да и сама лингвистика — необычная структура авторского текста — также помогают зрителю отстраниться: в нормальной «обычной» жизни люди так не изъясняются. Но есть какая-то прелесть и притягательность в сбоях интонации, многократных повторах простых фраз, звучащих словно мантра. Приём этот используется в монологах каждого героя. И находит неожиданное подкрепление в сцене медитации одного из персонажей (Дени), нашедшего особенный круглый камень, и в его воспоминаниях об увиденном НЛО.

Иными словами, автор не снимает кальку с действительности, а создаёт свой особенный мир — некую камерную атмосферу, где и размещает своих героев. Конечно, эта пьеса предполагает режиссёра, который существовал бы на одной волне с автором и в то же время был способен на собственное прочтение текста, на взгляд со стороны. Эта работа — не просто большая режиссёрская удача Евгении МАЛЬГАВКО. Это серьёзная зрелая работа, несмотря на то, что Евгения — ещё совсем юный режиссёр-постановщик.

Эскизный показ удался как полноценный спектакль. По оценке зрителей, ни перемен, ни доработок не требуется. Тонкая и точная режиссура, бережное и уважительное отношение к авторскому тексту, великолепная актёрская игра. В спектакле заняты артисты основной труппы: Алексей Осипов (Дени), Светлана Позднякова (Сандра), Евгений Хохлов (Альберт), Евгения Заднепровская (Маргарет). Сложно выделить кого-то одного — все были равно хороши.

По завершении показа состоялось обсуждение спектакля со зрителями. В разговоре принимали участие и члены художественного совета. Разговор получился живым и очень эмоциональным. Провокатив спектакля не отпускал. И зрители продолжали разговор на темы, поднятые в «Иллюзиях». А это значит, что спектакль — состоялся. Зрителям была предоставлена возможность проголосовать и большинство зрительских голосов были отданы за то, чтобы спектакль существовал.

Зрительское мнение будет учтено, но окончательное решение примет художественный совет. А нам, зрителям, хочется надеяться, что со следующего театрального сезона спектакль «Иллюзии» станет репертуарным.

Юлия Голицына

«Коммерческие вести», 7 июля 2017 г.

http://kvnews.ru/news-feed/illyuzii-vyrypaeva-materializovalis-na-omskoy-stsene